Любители истории

75 200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Eвтеев
    А ты, паскуда власовская, всё бандитов жалеешь, урод антисоветский.«Отстрел» Жуковым...
  • Владимир Ломакин
    Это йогурт. И вреден он только вам. Сразу видно, злоупотребляли.В СССР ели мясо п...
  • Vlad Иванов
    Приходилось слышать, что такой метод расправы на месте милиционерами в штатском применялся и в других городах. Вариац...«Отстрел» Жуковым...

Проект «Большой флот»: что помешало Советскому Союзу стать «владычицей морской»

Проект «Большой флот»: что помешало Советскому Союзу стать «владычицей морской»

Этот грандиозный замысел по строительству мощного океанского флота в Советском Союзе, рассчитанный на два этапа, не удалось реализовать по целому ряду причин, как внешнеполитических, так и внутренних.

Многие современные отечественные историки утверждают, что единого мнения о целесообразности и возможности постройки, а впоследствии и дальнейшего применения «Большого флота» не было даже у советских адмиралов ВМФ, а Сталин в этой теме вообще мало что понимал.

Война ли помешала?

Фундаментальная подготовка к реализации намерений создать Большой флот в СССР началась в 30-х годах. Один из самых авторитетных исследователей этой темы капитан 1 ранга, кандидат исторических наук Владимир Грибовский в своем документальном исследовании рассказал о нюансах обсуждения и воплощения данных госпрограмм. В итоге они обе оказались «декларациями о намерениях».

По Грибовскому, перспективное планирование состава ВМВ в правительстве СССР с подачи Сталина начали всерьез, подетально, обсуждать с весны 1936 года. Собирались сделать упор на основательное техническое оснащение Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Иосиф Сталин, как вспоминал командующий Балтфлотом (на тот момент) Лев Галлер, собрал командующих флотами и поинтересовался, какие боевые корабли сейчас важнее строить.

Большинство адмиралов тогда высказались за производство подлодок.

Начальник Морских сил РККА Владимир Орлов в итоге представил перспективную программу развития флота, которую в 1936 году после утверждения в Политбюро ЦК ВКП(б) оформили закрытым правительственным постановлением как руководство к действию.

Первые же практические действия при реализации этого проекта были сопряжены с серьезными трудностями – планируемые линкоры типа «А» по постройке не укладывались в сметы расходов. Вдобавок ко всему в эти годы начались репрессии, которые напрямую коснулись и идеологов проекта «Большого флота» – в рамках этой, почти миллиардной по финансированию, межведомственной программы, рассчитанной на 10 лет, в том числе, фактически ничего не удалось сделать – бывшего замнаркома обороны СССР по морским силам СССР Владимира Орлова в июле 1937 году расстреляли, канули в ГУЛАГовскую Лету и многие другие ключевые должностные лица, разрабатывающие эту тему.

В последующие годы никаких масштабных действий в плане продвижения разработок проекта «Большого флота» в СССР не предпринималось. Вот как это объяснял впоследствии нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов: постройку крупных кораблей к весне 1940 свернули, поскольку упор к тому времени делался на развитие наземного вооружения: на боевые корабли просто не хватало металла. В октябре 1940 года, по словам Кузнецова, «произошел пересмотр программы». Но «Большого флота» он не коснулся – упор был сделан на производство подлодок и маломощных надводных кораблей.

Адмирал Иван Исаков в октябре 1940 году на одном из ведомственных совещаний, касающихся перспектив строительства «Большого флота», высказался: не все желаемое можно реализовать. По словам Исакова, для строительства Большого (военного) флота в СССР на тот момент не было даже стапелей, их (полностью) «узурпировали» для этих целей у торгфлота, не построив за этот период ни одного торгового судна.

… И первая, и вторая масштабные госпрограммы строительства боевых кораблей ВФ принимались при Сталине (1938 – 1947 и 1946 – 1955 годы). Позиций в программах по классификации и количеству надводных кораблей было много, но в итоге ни одно из намерений не осуществилось. После смерти Сталина проект «Большой флот» в его планируемой грандиозности так никто и не реинкарнировал.

После Сталина

Военный историк Игорь Дроговоз в своей книге «Большой флот Страны Советов» ссылается на воспоминания главкома ВМФ Николая Кузнецова, который, в 1954 году, почувствовав, что «ситуация изменилась», пошел с планом преобразования флота, и в частности, касающимся военного судостроения, к Никите Хрущеву.

Но в связи с разного рода обстоятельствами (начали по службе гнобить самого Кузнецова, а вскоре (в 1955 году) рванул и был потоплен с большим количеством жертв линкор «Новороссийск»), сталинского главкома быстро «списали на берег».

… Проект «Большой флот» де-факто в России начал успешно реализовываться только после распада СССР, и лимитные рамки военных судостроительных программ, обозначенных советскими программами 1936 – 1955 годов, для российский вооруженных сил уже быстро стали тесноваты: они их по всем параметрам давно превзошли.

Картина дня

наверх