Любители истории

75 272 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Гаврилов
    Тебя не было во главе армии во время ВОВ.То бы ты всем показал где раки зимуютЧто ел советский ...
  • Юрий Гаврилов
    В этом году население сократилось на 500 тысяч человек.На какого ублюдка спишешь?Что ел советский ...
  • Юрий Гаврилов
    Совершенно верно.Что ел советский ...

Советские и русские солдаты: чем отличается отношение к ним китайцев

Советские и русские солдаты: чем отличается отношение к ним китайцев

В настоящее время Китай – наш важнейший геополитический союзник и партнер. Взаимоотношения двух наших стран, как гласят дипломатические протоколы, основаны на дружбе, сотрудничестве и взаимной выгоде. Но так было не всегда.

Китай и Россия в XIX веке

В конце XIX века Россия испытывала экономический подъем, и у царского правительства, наконец, появились силы и средства, чтобы обратить внимание на дальневосточные владения империи.

Этот регион был территорией, где вовсю развивалась активность не только соседней Японии, но и Британской империи, других западных стран.

Империя Цин с XVII века бывшая безоговорочным гегемоном в восточной Азии, к этому времени пришла в упадок, ее сотрясали придворные интриги и народные бунты. Этой ситуацией немедленно воспользовались западные державы и непосредственные соседи. В том числе, и Россия.

В 1896 году Россия и Китай подписали соглашение о строительства Китайско-Восточной железной дороги – КВЖД. Она должна была пройти от Читы до Владивостока через Манчжурию. Министр финансов Российской империи Витте настоял на том, чтобы вдоль дороги шла полоса отчуждения, управление которой осуществляла бы русская администрация. Были построены города Харбин и Дальний, основное население которых было русским.

Обслуживали железную дорогу как русские специалисты, так и китайцы. Для нищей на тот момент Манчжурии это было колоссальным подспорьем – тысячи людей получали постоянную, неплохо оплачиваемую работу.

В русской прессе с легкой руки журналиста Ильи Левитова появился даже термин «Желтороссия». Речь шла об обширных пространствах между Байкалом и Тихим океаном, где «желтая раса» в недалеком будущем смешалась бы с «русским элементом», была бы русифицирована и крещена в православие.

В 1899 году грянуло «восстание боксеров», направленное против иностранцев, которые чувствовали себя в Китае, как дома. Строительство дороги замедлилось, но вскоре возобновилось снова. Мятеж «боксеров» был подавлен объединенными усилиями правительственной армии, а также японских, русских, английских, немецких и других европейских вооруженных сил. Нашу страну представлял десант вице-адмирала Алексеева, который довольно быстро навел порядок на территориях, прилегающих к КВЖД.

В ходе этого конфликта было убито 30 000 христиан разных конфессий, среди них – несколько сотен православных. Это были не только русские, но и китайцы. Среди погибших были солдаты русской армии.

Китай и Дальневосточная армия Блюхера

После революции 1917 года некоторое время сохранялась странная ситуация: КВЖД продолжала функционировать в прежнем режиме, и ее обслуживали как русские специалисты, прибывшие туда еще при царе, так и советские назначенцы. Кроме того, в Харбине и в «полосе отчуждения» обосновалось множество белоэмигрантов.

Это благоденствие завершилось в конце 20-х годов. Китайское правительство, которое тогда возглавлял Чан Кайши, вознамерилось изгнать русских с территории Манчжурии. Были захвачены телефонные станции и другие значимые объекты в Харбине и на других узловых участках дороги, полиция вломилась в советское консульство, начались аресты.

В ответ СССР сформировал особую Дальневосточную армию, которой командовал Блюхер. Силы, на первый взгляд, были неравны. Китай располагал стотысячной армией, Дальневосточная армия насчитывала 18 тысяч бойцов. Правда, у нас были танки МС-1, авиация и пулеметы, хоть и сильно устаревшие.

Несмотря на численное превосходство, китайская армия была довольно быстро деморализована и обращена в бегство на всех участках фронта.

С советской стороны погиб 281 человек. С китайской – около 8 тысяч.

Чан Кайши вынужден был договариваться. КВЖД была признана совместной собственностью. Эта ситуация продолжалась до 1950 года, когда Сталин принял решение передать железную дорогу Китаю безвозмездно.

Китай во Второй Мировой войне

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. Театром военных действий вновь стала Манчжурия. В результате недолгого военного конфликта, длившегося всего месяц, СССР вернул себе территории, утраченные после русско-японской войны 1905 года – Сахалин и Курилы. А еще был освобожден Китай, который с 1937 года вел тяжелую, кровопролитную войну с Японией.

Потери Советской армии на территории Манчжурии составили 12 тысяч человек, большинство из которых были похоронены там же, в Китае. Братские захоронения и памятники погибшим советским воинам есть в настоящее время в 45 китайских городах.

К этим монументам китайцы относятся очень трепетно. Даже до 2014 года, когда был официально установлен государственный праздник в честь окончания войны с Японией, у этих памятников регулярно появлялись живые цветы и венки. Советских солдат здесь считают освободителями и очень почитают павших.

Этого не скажешь о погибших солдатах царской армии. К ним отношение у большинства китайцев неприязненное, как к любым другим чужакам.

Картина дня

наверх