На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 966 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Тонька-пулеметчица: почему главная военная преступница думала, что ее не посадят

 

Антонина Макарова перед войной мечтала получить славу Анки-пулеметчицы - известной героини Гражданской войны. В чем-то она ее даже превзошла, но вот воевала только на стороне нацистов и из-за этого навсегда лишилась своих родных. Она приобрела славу палача и хладнокровного убийцы, лично лишив жизни более полутора тысяч советских солдат, партизан, стариков и даже детей.

В течение 30 лет после войны Макаровой удавалось вместе с мужем Виктором Гинзбургом скрываться от правосудия. Но просто свободы ей было мало, она еще и неоднократно выступала перед школьниками с речами о нацистах и критиковала фашизм. Только в 1976 году ее поймали и осудили.

Жизнь в мясорубке

Антонина Парфенова родилась в Москве в 1920 году. Спустя три года ее отец Макар Парфенов перевез семью в деревню. Девочке в школе перепутали фамилию и записали Макаровой. Позже эти данные перешли уже в ее паспорт.

Писатель Дмитрий Жуков и историк Иван Ковтун в своей книге «Бургомистр и палач. Тонька-пулеметчица, Бронислав Каминский и другие» указывают, что еще с юности Тоня не хотела жить как все. Она все время бросала серьезную работу и была очень легкомысленной. Девушка кочевала с места на место и активно искала знакомства с молодыми людьми.

Начало войны ее застало в Москве. В 1941 году она жила у своей тети и работала в столовой. Поскольку Антонина прошла курсы «Красного креста», в августе ее забрали на войну. Вначале она работала в армейской столовой, а затем была переведена на должность санинструктора в 422 стрелковый полк Резервной армии. В октябре 1941 года он попал в очень жестокую битву под Вязьмой. В образовавшемся котле в ходе кровавой мясорубки погибло более 600 тысяч советских солдат. Примерно 688 тысяч человек попало в плен. Нацистами была захвачена и Антонина, но ей удалось бежать вместе с красноармейцем Федчуком.

Мужчина совратил Макарову и увез к себе на родину в Локотской район, в котором с ноября 41 года образовалась Локотская республика. Там правили гитлеровцы с помощью коллаборационистов. Тут-то Федчук и бросил свою юную подругу, поскольку дома его ждала жена и дети. Но Антонина не растерялась и стала любовницей начальника местных полицаев по фамилии Иванов-Иванин. Он устроил ее к себе работать в полицию буквально за 30 сребреников — 30 рейхсмарок. Макаровой также дали комнату и регулярно кормили.

 

Кровавый палач за пулеметом

До сих пор неизвестно, кто цинично решил сделать из юной девушки палача. Не исключено, что это дело рук полицаев. Однажды Тоньке дали в руки пулемет «Максим», о котором она так долго мечтала, и поставили перед строем советских солдат. В первый раз она долго не решалась нажать на спусковой курок, поэтому полицаи ее напоили. Последующие расстрелы дались ей проще, но все равно после них она сильно напивалась.

Расстрелы были быстрыми и жестокими. Перед Тонькой в шеренгу ставили 27 солдат на краю рва, и она с колена выкашивала их пулеметом. Выживших она добивала лично. На расправу приводили не только советских солдат. Перед Макаровой ставили старух, женщин, подростков и детей. Она всех убивала без жалости и не слушала криков о пощаде.

Позже Тонька вошла во вкус. Она начала мародерствовать и снимать с убитых украшения и другие вещи. Пулеметчица даже начала заходить в тюрьму и лично присматривалась к заключенным. Они боялись ее как огня. Судьбы убитых на первый взгляд не сильно заботили Антонину, но вечерами она напивалась и шла по рукам фашистов и их пособников. В 1943 году у нее был обнаружен сифилис, после чего ее отправили на лечение в тыл. Болезнь, как бы иронично это не звучало, буквально спасла ее от расправы. Антонина уехала из лагеря летом, а уже 5 сентября он был захвачен красноармейцами.

 

Жизнь после войны

Макарова в тылу вновь стала любовницей немецкого ефрейтора, который увез ее в Польшу. Там он был убит, а Антонина попала в концлагерь. Ей вновь повезло, и в 1945 году заключенных лагеря освободила Красная Армия. Макарова была не только освобождена, но и снова пошла на военную службу за союз. Она даже успела получить несколько наград. В этом же году в нее влюбился фронтовик Виктор Гинзбург, и они начали жить вместе. Спустя два года у пары родилась дочь, после чего молодые люди зарегистрировали брак. Антонина взяла фамилию мужа.

Супруги вскоре переехали в белорусский город Лепель. Там Антонина устроилась работать на швейную фабрику контролером. Вскоре она родила еще одну девочку. Коллеги характеризовали ее как ответственного работника, но и отмечали замкнутость. Она никогда не пила с ними на застольях.

В течение 30 лет после войны служба НКВД, а затем и КГБ искали палача-пулеметчицу. О ней было слишком мало информации — только приметы и возраст. Когда полиция арестовала Иванова-Иванина, дело пошло быстрее. Он то и назвал имя Антонины Макаровой. Следствию также помог случай. Брат Антонины, полковник Парфенов, при заполнении анкеты сестры указал ее девичью фамилию. Он также написал, что она находилась в оккупации. После опознания женщины жителями Локтя, ее арестовали.

 

Реакция мужа

Виктор Гинзбург и его уже взрослые дочери вначале не могли понять, что происходит. В 1976 году его жена находилась под стражей, и он даже не знал за что, ведь она всю жизнь проработала на швейной фабрике. Гинзбург так разбушевался, что пригрозил написать жалобу самому ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. К фронтовику прислушались и раскрыли ему истинную причину ареста. Говорят, что Виктор, узнав правду, поседел на глазах, ведь его семью расстреляли фашисты в Полоцке.

Сама Макарова даже не вспоминала о семье. Она вела себя спокойно и не боялась наказания. Думала, что дадут пару лет или вовсе закроют дело за давностью. Она говорила, что расстреливала только тех, кого все равно приговорили. По заключению психиатров Макарова была полностью вменяема.

Палача-пулеметчицу приговорили к расстрелу. Следствие сумело доказать ее вину в убийстве 168 человек. Макарову расстреляли 11 августа 1979 года. Вскоре после этого Виктор Гинзбург взял дочерей и уехал в неизвестном направлении. Поскольку фронтовика уважали, личные данные его семьи не были раскрыты.

 

Картина дня

наверх