На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 964 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Эпоха телевидения

В Германии телевещание было начато в 1935 году. Затем была успешно осуществлена в 1936 году телевизионная трансляция с Летних Олимпийских игр в Берлине. Во время войны Берлинский телевизионный комплекс был разрушен.

Начавшиеся в ноябре 1936 года регулярные телепередачи Британской вещательной корпорации прекратились в сентябре 1939 года в связи со вступлением Великобритании во вторую мировую войну.

Развитие телевещания во Франции, стартовавшего в 1935 года, также было прервано с началом войны. Уже в довоенный период были осуществлены первые прямые телерепортажи с места событий (на германском ТВ – о спортивных состязаниях берлинской Олимпиады 1936 года, на Би-Би-Си – о регате в 1938 году). Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. Хотя экспериментальные телеприемники появились еще в конце 1930-х годов в СССР и Германии, до конца Второй мировой войны телевидение было в целом неизвестно населению.

Наиболее активно телевидение стало развиваться в США. Если в 1946 году телевизор имели только 0,2 % американских семей, в 1950-м эта цифра выросла до 9 %, в 1951-м – до 23,5 %, а в 1962 году она составляла уже 90%. К 1980 году телевизоры имели почти 98 % американских семей, и с тех пор эта цифра остается неизменной. В каждой из этих семей в среднем 2,2 телевизора. С телевизорами тесно связаны видеомагнитофоны, которые в 1997 году были у 96 % американских семей с детьми.

 В XXI веке на земле не осталось мест, которых не достигло бы телевидение. Продолжительность телепросмотров достигла в ряде стран мира от 3 до 5–8 часов в день. Через полвека после начала первых регулярных телепередач мировая аудитория телевидения превысила 3 млрд. человек.

                                   Спутниковое телевидение.

Запуск в июле 1962 года коммуникационного спутника Teistar, разработанного американской корпорацией АТТ, открыл эру космического телевидения. В 1960-е – 1970-е годы формируются международные организации спутниковой связи, обеспечивающие вывод на орбиту коммуникационных спутников и их эксплуатацию, а также предоставление в аренду каналов космической связи вещательным организациям тех стран, которые не имели необходимых для этого технологий. Так были образованы Intelsat – международный консорциум 106 стран, находящийся под контролем корпорации «Комсат», близкой к правительству США;Eutelsat – организация европейской космической связи, объединившая коммуникационные ведомства 40 стран Европы и соседних с ней регионов; а также Интерспутник – учрежденная в 1973 году организация, обеспечивавшая спутниковые коммуникации 14 социалистических стран. Громоздкость, дороговизна и ненадежность первых систем космического ТВ объясняют их ограниченное использование: так, в 1965 году по линии Intelsat были проведены прямые телевизионные трансляции общей продолжительностью всего лишь 80 часов. В результате технического усовершенствования коммуникационных спутников, существенного увеличения мощности генерируемого ими сигнала и изобретения в середине 1970-х годов американским инженером Т. Хауардом компактного приемного устройства, которое позволило принимать телепередачи со спутников, были созданы предпосылки для обеспечения просмотра программ космического ТВ индивидуальными пользователями.

В 1980 году в США в индивидуальном пользовании находилось лишь около двух тысяч индивидуальных спутниковых приемных устройств стоимостью до 10 тыс. долл. каждое. С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания, не требующего постройки дорогостоящих наземных приемных комплексов и позволяющего принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами – «тарелками».

 Быстрыми темпами шло формирование массовой аудитории непосредственного спутникового ТВ. В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. Так, в Европе к концу десятилетия свыше 10 млн. семей были обладателями индивидуальных приемных спутниковых устройств, лидерами же по их распространению стали Германия и Великобритания. Аудитория спутниковых каналов непрерывно расширялась также за счет телезрителей, получавших программы космического ТВ в трансляции по кабельным сетям и эфирным каналам.

В России в 1996 году начала спутниковое вещание российская компания «НТВ Плюс», учрежденная финансовой группой «Мост». К концу года количество абонентов составляло только 17 тыс. человек, а транслировалось всего четыре канала. С 1997 года передачи стали кодироваться. Цель создания российских спутниковых каналов была оправданна, и к концу 2003 года компания имела 260 тыс. абонентов и предлагала 40 цифровых каналов. На октябрь 2008 года в составе пакетов «НТВ Плюс» транслируется около 100 телеканалов, аудитория оператора насчитывает 550 тысяч абонентов. По количеству абонентов «НТВ Плюс» уступает только одному из российских спутниковых DTH-вещателей, – «Триколор ТВ», чья зрительская аудитория в 2011 году превысила 7 миллионов семей. В состав пакета цифровых телеканалов «Триколор ТВ», начавшего вещание в ноябре 2005 года, входит 59 каналов. 

         CNN International – глобальная служба теленовостей.

Первоначально телекомпания Cable News Network (CNN), созданная американским бизнесменом Тэдом Тернером в 1980 году, вела спутниковые передачи, предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 года, ставшего переломным в истории телекомпании (когда CNN превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей), передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу в сентябре этого года разворачивается инфраструктура CNN International как службы телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности. Глобальный дебют состоялся на московской олимпиаде в 1980 году.

 К 1985 году CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфуртена-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 году достигло 29. В 1989 году было начато вещание на Западную Европу через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях люкс во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии.

По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. Парадоксально, но факт. Именно группы CNN вели прямой репортаж трагических событий 11 сентября 2001 года. Невероятно, но момент попадания первого самолета в первую башню был профессионально зафиксирован операторами группы CNN.

  В 1997 году передачи CNN смотрели в 170 млн. семей в 210 странах мира. Затем наблюдалось постепенное, но существенное сокращение зарубежной аудитории CNN International. И не только из-за усиления конкуренции с другими новостными службами, удорожания международного сбора информации и производства программ, нестабильности рынка рекламы, необходимости организации многоязычного вещания на разные регионы мира (с сентября 1997 года CNN International вещает по пяти отдельным каналам, специализированным по региональной ориентации). Эти трудности испытали все компании – производители международных теленовостей. Потеря позиций произошла в значительной степени вследствие просчетов в управлении CNN. В последние годы телекомпания часто подвергалась критике в американской и мировой прессе. Ставится под сомнение роль CNN как глобальной информационной организации: несмотря на декларируемые попытки снизить долю новостей из США, телекомпания по-прежнему уделяет им преимущественное внимание, мировые же текущие события продолжают рассматриваться в основном с американской точки зрения и отображаются в американском стиле. Чтобы восстановить свое влияние и репутацию, особенно сильно пошатнувшиеся в ближневосточном регионе, CNN открыла новое бюро в арабском мире в дополнение к существовавшим ранее четырем корпунктам в Каире, Иерусалиме, Бейруте и Багдаде и создала мощный Интернет-сайт на арабском языке.  В начале 2003 года Тернер принял решение оставить пост вице-президента этого концерна и фактически уйти из большого бизнеса.

                         Европейская СТСН Euro News.

 Политическая интеграция европейских стран, всестороннее сближение народов единой Европы диктуют необходимость создания наднациональных панъевропейских информационных институтов. Одним из таких институтов стала многонациональная спутниковая служба теленовостей Euro News, начавшая вещание с 1 января 1993 года. В соответствии с евродирективой «Телевидение без границ» (1989) и европейской конвенцией о трансграничном телевещании, Euro News учреждалась с целью дать европейцам новостную службу, отражающую их общие заботы, интересы и перспективы, а также составляющую альтернативу американской CNN.

Многонациональный (но немногочисленный) журналистский коллектив Euro News был размещен в штаб-квартире в Лионе (Франция). Он укомплектован журналистами из телеорганизаций разных стран, входящих в Европейский вещательный союз. Первоначально акционерами-совладельцами Euro News стали 12 общественных и государственных вещательных организаций – в основном принадлежащих средиземноморским государствам, включая Францию (каналы France-2 и France-З), Италию, Испанию, Грецию, Португалию, Кипр, Монако, а также Бельгию, Финляндию и Египет.

 На начальном этапе деятельности Euro News доходы от рекламы и спонсорства составляли примерно пятую часть от общей суммы бюджета, финансирование же из фондов, предоставленных по решению Европарламента, не покрывало потребности развития вещания. Экономические проблемы канала потребовали принятия мер, приведших к усилению коммерческих аспектов в его деятельности. В ноябре 1997 года коммерческая британская новостная телевизионная служба ITN купила у консорциума SECEMIE 49 % акций Euro News. Основанная в 1955 году как новостное подразделение группы британских коммерческих телекомпаний и превратившаяся впоследствии в самостоятельную организационную структуру, ITN является сегодня одним из ведущих поставщиков теленовостей для ТВ Великобритании и множества вещательных организаций в различных регионах планеты.

 Хотя ITN превратилась в ведущего индивидуального владельца акций Euro News, остальные 51 % акций по-прежнему удерживаются консорциумом SECEMIE. В настоящее время прибыльность телепроизводства на Euro News обеспечена. Канал получает доход от продажи эфирного времени под рекламу и демонстрацию спонсорских видеофильмов, плату от кабельных операторов, транслирующих программы Euro News, доход от продажи лицензий на эфирную трансляцию своих передач, а также прибыль от контрактов совместного производства с ЕС. Взаимозависимость России и других европейских стран в разных областях, включая сферы торговли и деловых связей, транспортных сообщений, туризма, политическое и дипломатическое партнерство РФ и ЕС диктуют необходимость совершенствования информационного взаимодействия между ними. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) вошла в число учредителей Euro News, приобретя 1,8 % акций в консорциуме SECEMIE (в дальнейшем российская доля увеличилась до 16 % акций). ВГТРК принадлежит право эфирной трансляции программ европейского новостного канала в России. В октябре 2001 года телезрители в Москве, а затем и некоторых других городах получили возможность регулярно смотреть программы Euro News. В настоящее время осуществляется эфирная трансляция Euro News с русскоязычным звуковым сопровождением – тогда как раньше эти передачи могли приниматься только в спутниковом варианте и не были адаптированы для русскоязычной аудитории.

В России аудитория русскоязычной версии панъевропейской службы теленовостей составляет около 5 миллионов семей. В 2002 году зрительская аудитория Euro News (113 миллионов семей) превысила численность зрителей CNN (95 миллионов), а в 2010 году достигла цифры в 250 миллионов семей. Задуманная как европейская альтернатива американской CNN, Euro News широко использует видеоматериалы общественных телекомпаний стран Европы, полученные по каналам Евровидения, а также видеосюжеты, предоставленные телевизионными службами новостей и информационными агентствами, передает обзоры содержания крупнейших изданий европейской прессы.

В штаб-квартире телекомпании в Лионе несколько национальных групп журналистов (включая российскую) готовят оперативные сценарии передач соответственно под каждый языковой вариант сопровождения видеоряда. Таким образом Euro News преодолевает языковые барьеры, неизбежно возникающие при организации вещания на многонациональную аудиторию и устраняет возможные нестыковки между изображением и его звуковым сопровождением.

              Британские спутниковые службы теленовостей.

Британские вещатели в лице Би-Би-Си и ITN не приняли участия в создание Euro News в 1993 году, не без оснований увидев в этой панъевропейской новостной телеслужбе потенциального конкурента. Британская вещательная корпорация начала регулярные спутниковые телепередачи на Европу еще в 1989 году в рамках канала «ВВС TV Europe». А в 1991 году в космическом эфире появилась новостная телевизионная служба Би-Би-Си, адресовавшая передачи азиатской и ближневосточной аудитории. С января 1995 года служба, получившая наименование «ВВС World», приобрела новое важнейшее направление вещания – европейское, продолжая вести передачи для стран Азии и Ближнего Востока. А в ноябре следующего года начались трансляции «ВВС World» на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. После того, как редакция перешла в новую студию, оснащенную новейшим цифровым оборудованием, в конце 1990-х круглосуточное вещание распространилось и на Северную Америку. В 2002 году передачи «ВВС World», объединившейся с Всемирной службой радиовещания Би-Би-Си в единое новостное подразделение, которое действует на коммерческих началах (за счет доходов от подписки и рекламы), принимали уже 222 млн. семей в более чем 200 странах мира (в 2010 году – более 270 млн. семей). Несмотря на некоторые различия в концепциях вещательной деятельности, в целом структура программ «ВВС World» сходна с программами Euro News – но при этом всемирный новостной телеканал Би-Би-Си больше тяготеет к формату обычного телевидения, предлагая изобилие документальных фильмов и тематических программ на темы бизнеса, спорта, новых технологий и пр. Новости являются ключевым элементом передач «ВВС World», однако Euro News или CNN в целом предлагают зрителям больший объем новостей. В отличие от панъевропейского новостного спутникового ТВ, на британском канале существенная часть передач готовится своими силами, а не компонуется из телематериалов, полученных от европейских вещательных организаций и информационных служб. В то время как многонациональная Euro News большое внимание уделяет международным проблемам и ЕС, в содержании вещания «ВВС World» велика доля передач, освещающих внутреннюю жизнь и внешнюю политику Великобритании, ее социальные, научно-технические и культурные достижения – хотя присутствует и значительная доля передач на общеевропейские темы.   

Германская ССТ «Дойче Велле» («Deutsche Welle» – «Немецкая волна»). 

В числе национальных европейских телеорганизаций, не принявших непосредственного участия в создании Euro News, находились германские телекомпании. Изначально поддержав идею учреждения панъевропейской новостной службы спутникового ТВ, общественные телеслужбы Германии в дальнейшем воздержались от прямого участия в формировании ее структур. Однако они участвуют в общеевропейском обмене телепрограммами, а подготовленные ими передачи транслируются через канал Euro News. В 1990-е годы происходило становление Deutsche Welle – германского космического телевидения, адресованного главным образом европейскому зрителю, хотя передачи этого новостного канала транслируются также на другие регионы мира. Созданное в 1992 года телевидение Deutsche Welle предлагало зарубежным зрителям новости и тематические передачи, последовательно чередуя выходящие в эфир разноязыкие выпуски. Программы продолжительностью два часа каждая поочередно выходили в эфир вначале на немецком и английском языках, затем к ним добавился выпуск на испанском. Таким образом, в новом веке в Европе существует несколько основных центров новостного спутникового телевещания, конкурирующих между собой в борьбе за внимание европейской и мировой аудитории – многонациональный (Euro News), британские (ВВС World и ITN News Channel) и германский (Deutsche Welle). Крупными поставщиками международных теленовостей являются также телевизионные службы мировых информационных агентств – например, Рейтер. 

                                               Аль-Джазира. 

Небольшое арабское государство Катар известно своей высокопрофессиональной круглосуточной службой космического ТВ, которая выходит в эфир с 1 ноября 1996 года под названием JSC (Al-Jazeera Satellite Channel) или «Аль-Джазира».

Следует обратить внимание на то, что этот телеканал создавался британцами и скорее всего, находится под скрытым влиянием и управлением Би-Би-Си. Наиболее ярко степень зависимости информационной политики телеканала от транснациональных центров глобального управления проявилась в ходе дестабилизации социально-политической обстановки на Ближнем Востоке в 2011 году. При организации штурма столицы Ливии города Триполи спецподразделениями НАТО 23 августа 2011 года стала очевидно зависимость телеканала не только от Би-Би-Си, но и от британской разведки МИ-6. Ведь именно в Катаре были построены постановочные декорации Триполи и затем именно на них показывали якобы штурм. Среди других арабских телевизионных организаций «Аль-Джазира» ранее выделялась своей подчеркнутой беспристрастностью в освещении событий и проблем общественной и политической жизни. Канал стремился представлять в своих передачах независимую сбалансированную картину новостей, весь спектр мнений по освещаемым вопросам. Однако, в 2011 году, в ходе дестабилизации государств Ближнего Востока, информационная политика канала стала агрессивной и предвзятой. Взяв за образец опыт британской корпорации Би-Би-Си, известной своей приверженностью концепции сбалансированности и беспристрастности в вещательной деятельности, сотрудники «Аль-Джазиры» старались ранее работать под девизом «Ваше мнение – и мнение оппонента». На канале часто организуются дискуссии по различным проблемам, в ходе которых высказываются многообразные, иногда полярные, точки зрения (например, в телеэфире «Аль-Джазиры» высказывались и палестинские, и израильские лидеры). Для участия в дискуссиях приглашаются видные политики и общественные деятели, эксперты и журналисты. Передачи имеют интерактивный характер: зрители могут звонить в студию, высказывать свое мнение в прямом эфире, спорить с ведущими и участниками передач. «Аль-Джазира» нередко критикует арабские режимы и их лидеров. Подобный характер передач далеко не всегда встречает понимание властей в регионе. Редакция канала получила в общей сложности около 400 официальных нот протеста, включая ноты от Израиля, а также от палестинского руководства – с обвинением в произраильской позиции. В ряде арабских стран «Аль-Джазира» запрещена. Тем не менее, в настоящее время этот новостной телевизионный канал является самым высокорейтинговым на Ближнем Востоке. Его аудитория составляет около 50 млн. чел. – главным образом в арабских странах, а также в других государствах мира. Передачи «Аль-Джазиры», которые ведутся на арабском и английском языках, смотрят, около 200 тыс. семей в США, располагающих индивидуальными приемными спутниковыми устройствами.

В феврале 2002 года катарский спутниковый телеканал разорвал партнерские отношения с CNN, отметив в специальном заявлении, что американская телекомпания добыла незаконным путем и выпустила в эфир видеозапись интервью Бен Ладена, поступившую в редакцию «Аль-Джазиры» несколько месяцев назад. Сама катарская телекомпания воздержалась от публикации этого интервью, расценив его как не имеющее информационной ценности. После разрыва партнерских отношений с CNN «Аль-Джазира» подписала контракт о сотрудничестве с Би-Би-Си. Поэтому именно тогда телеканал фактически постепенно перешел под британское концептуальное управление. Катарский канал сыграл большую роль в освещении войны США и Великобритании против Ирака в 2003 году. Аудитория телеканала – около 50 миллионов человек в 30 странах мира.

Игорь Панарин.

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх