На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 976 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Генерал Зейдлиц: что стало в СССР с немецким Власовым

Немецкий генерал Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, пленённый советскими войсками под Сталинградом, стал активно сотрудничать с советскими властями и помогать вести пораженческую пропаганду в вермахте. По окончании Второй мировой войны многие коллеги Зейдлица по «Союзу немецких офицеров» репатриировались, с разрешения советского правительства, в Германскую Демократическую Республику. Однако Зейдлица постигла иная участь. Вместе со многими другими пленными генералами вермахта, он был осуждён на 25 лет тюремного заключения и освобождён только при Хрущёве в 1956 году. Почему?

Отличная служба фатерлянду

Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах происходил из потомственной семьи военных. Его отец был офицером. Два его брата погибли на фронтах Первой мировой войны. Вальтер сам был там дважды ранен, награждён двумя Железными крестами и несколькими другими орденами и медалями. По окончании Первой мировой войны Зейдлиц, достигший звания капитана, остался на службе в сильно сокращённом, по условиям Версальского договора, рейхсвере. После прихода к власти Гитлера активно помогал, как кадровый офицер, восстановлению германской армии.

Зейдлиц стал одним из лучших немецких военачальников второго плана во время Второй мировой войны. Начало войны он встретил в звании полковника, но уже перед началом Западной кампании 1940 года стал генерал-майором и получил под своё командование дивизию. За мастерские действия Зейдлиц был награждён Рыцарским крестом. Награду вручал ему лично Адольф Гитлер.

Успел Зейдлиц зарекомендовать себя как умелый командир и на Восточном фронте. 31 декабря 1941 года он получил высшую офицерскую награду вермахта – Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Для сравнения: его будущему начальнику Фридриху Паулюсу такая награда была присуждена только в разгар боёв за Сталинград.

В марте 1942 года генерал-лейтенант Зейдлиц возглавил оперативную группу, перед которой была поставлена задача деблокировать Демянский «котёл». Там в результате советского наступления оказались окружены восемь немецких дивизий. Зейдлиц блестяще справился с этой задачей. Летом того же года ему было присвоено звание генерала артиллерии.

В мае 1942 года Зейдлиц был назначен командиром 51-го армейского корпуса, действовавшего в составе 6-й армии под командованием Паулюса. Здесь в активе Зейдлица значились успешные действия под Харьковом, закончившиеся разгромом двух советских армий; затем – наступление в Большую излучину Дона и взятие большей части Сталинграда.

Зейдлиц-Курцбах имел блестящий послужной список и по праву считался одним из самых талантливых генералов вермахта.

Сдача в плен

Осенью 1942 года стали нарастать разногласия между Зейдлицем и Паулюсом. Оба генерала были в равных чинах (Паулюс – генерал танковых войск), и Зейдлиц постоянно высказывал ему несогласие со стратегией Верховного командования. Впрочем, Зейдлиц ещё раньше указывал на нерасчётливое использование сил в вермахте. Так, после успешной деблокады Демянской дуги, он настаивал перед Гитлером на выводе оттуда войск. Гитлер это в итоге сделал, но лишь год спустя.

Под Сталинградом, где немецкие войска увязали всё глубже и глубже, Зейдлиц безуспешно доказывал Паулюсу необходимость отвода войск из Сталинграда и подготовки к советскому контрнаступлению. Зейдлиц оказался прав – 23 ноября 1942 года 6-я армия попала в окружение в наполовину взятом ею Сталинграде. Теперь Зейдлиц настаивал на прорыве из окружения, но Паулюс, имевший директиву Гитлера держаться до последнего, неизменно отклонял эти представления.

Когда положение окружённых немецких войск под Сталинградом стало безнадёжным, Зейдлиц выпустил свой личный приказ по 51-му корпусу, позволявший солдатам и офицерам сдаваться врагу без разрешения вышестоящего начальства. Это было равнозначно измене рейху. 31 января 1943 года Зейдлиц со своим корпусным штабом сам сдался в плен Красной Армии.

На стороне Красной Армии

Гибель 6-й немецкой армии под Сталинградом произвела глубокое впечатление на Зейдлица. По его мнению, Гитлер сознательно бросил армию на произвол судьбы. Методы ведения войны Гитлером и возросшая мощь Красной Армии убедили Зейдлица в неизбежности поражения Германии. Он дал согласие участвовать в распропагандировании вермахта.

В сентябре 1943 года в лагере для военнопленных Лунёво (Красногорский район Подмосковья) состоялся учредительный съезд «Союза немецких офицеров» (СНО), председателем которого был избран Зейдлиц. В своих воззваниях СНО призывал генералов и офицеров вермахта сдаваться в плен, переходить на сторону Красной Армии, чтобы участвовать в освобождении Германии от нацистской тирании. СНО стал одним из подразделений образованного немецкими эмигрантами-антифашистами Национального комитета «Свободная Германия», а Зейдлиц был избран одним из заместителей председателя комитета.

Под всеми воззваниями СНО стояла подпись Зейдлица – он долго был старшим по званию из немецких генералов, согласившихся сотрудничать со Сталиным (генерал-фельдмаршал Паулюс сделал это лишь в августе 1944 года). За это его жена и дети в Германии были подвергнуты заключению и освобождены только после того, как жена Зейдлица подала на развод. Сам Зейдлиц уже 26 апреля 1944 года был заочно приговорён судом рейха к смертной казни за государственную измену.

Зейдлиц неоднократно просил Сталина разрешить сформировать антифашистский корпус из немецких военнопленных для участия в военных действиях. Считается, что Сталин отказал. Однако время от времени проскальзывают данные, что какие-то вооружённые формирования комитета «Свободная Германия» принимали участие в составе Красной Армии в завершающих боях Второй мировой войны, в частности при взятии Кёнигсберга (об этом писал пленный немецкий комендант города генерал Отто фон Ляш) и форсировании Одера.

Донос Паулюса

После войны Зейдлиц просил отпустить его в Германию, обещая, что будет жить в восточной (советской) зоне. Сталин не согласился, а в 1950 году предал Зейдлица суду вместе с другими немецкими генералами, остававшимися верными фюреру и в плену. Действия Зейдлица были квалифицированы как «зверства на временно оккупированной территории», причём свидетелями обвинения выступали коллеги Зейдлица по вермахту. Закрытый суд за два часа 8 июля 1950 года приговорил Зейдлица к 25 годам лагерей.

Историк Борис Хавкин обнаружил донос, отправленный в 1949 году Паулюсом Сталину на своего бывшего командира корпуса. Паулюс доказывал, что Зейдлица ни в коем случае нельзя выпускать из СССР, так как он не станет жить в ГДР, а использует репатриацию, чтобы сбежать в Западную Германию, где проживает его семья. Неизвестно, какими мотивами, руководствовался Паулюс, обрекая Зейдлица на незавидную судьбу.

Свободу «немецкий Власов» получил, вместе с другими осуждёнными генералами, после визита в СССР канцлера ФРГ Аденаэура в 1955 году.

Картина дня

наверх