На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

«Валькирия» революции - Александра Коллонтай

Kollontai640

Александра Коллонтай стала олицетворением нового типа независимой и амбициозной советской женщины. Она была известным партийным публицистом, популярным оратором, единственной женщиной-наркомом первого Советского правительства по вопросам социальной защиты, первой женщиной-дипломатом. В личной жизни она следовала своей теории сексуальной свободы, играя роль женщины, не обремененной нормами традиционной морали. Мы пытаемся разобраться в биографии первой русской феминистки…

Историки называют Коллонтай слишком революционной даже для своей эпохи

Известность имя Александры Коллонтай получило в «оттепельные» 60-е. Если в СССР ее образ связывался с идеалом коммунистки, которая была и членом Правительства, и соратницей Ленина, и первой женщиной-дипломатом, то в Европе она получила известность как феминистка, автор теорий сексуальной эмансипации, как продукт советского строя, в котором женщина получила все возможности для самореализации.

Она всегда боролась против навязываемых ей обществом ролей, но сама создавала роли и играла их так, как понимала и считала нужным.

clip_image001

Александра Михайловна Коллонтай

Женское движение в России началось в конце 1850-х, когда произошли решающие изменения в сфере женского образования: появились женские гимназии, женщины получили доступ к высшему образованию; в сфере занятости женщины получили доступ ко многим профессиональным сферам, появились женщины-телеграфистки, журналистки, издательницы; в сфере личных, семейных отношений развод по инициативе женщины перестал быть явлением исключительным.

Именно поэтому среди поколения женщин, рожденных в конце 1860-х — начале 1870-х годов можно увидеть первых женщин-политиков России, выдвинувшихся на общероссийскую и европейскую политическую арену. Это кадетки Ариадна Тыркова (1869), Софья Панина (1874?), Анна Милюкова, социал-демократки Надежда Крупская (1869), Елена Стасова (1873), эсерка Анна Чернова.

clip_image002

Слушательницы Бестужевских высших женских курсов

Александра Коллонтай родилась в семье генерала Михаила Домонтовича 31 марта 1872 года в трехэтажном особняке на Средне-Подьяческой улице. Родители дали ей домашнее образование, хотя женские гимназии успешно работали уже не одно десятилетие, а в год рождения Александры открылись женские высшие курсы в Москве и женские медицинские курсы в Петербурге.

Домашнее женское образование традиционно включало в себя изучение иностранных языков, занятие литературой, музыкой. В 18 лет Шура Домонтович увлеклась своим дальним родственником Владимиром Коллонтаем, который происходил из обедневшей дворянской семьи.

Родители были против брака с ним и, желая отвлечь дочь от идеи замужества, отправили ее путешествовать по Европе, где она познакомилась с социалистическими идеями. После чего ее родители решили, что брак с бедным родственником — это меньшее зло и согласились на него.

В 1894 г. она родила сына, но размеренная жизнь замужней женщины оказалась ей скучна. Ее увлечение марксистскими идеями не прошло, и она решила поехать в Европу для продолжения своего политического образования. Одновременно пришло разочарование в муже. Она увлеклась другим человеком и, решив разрешить все проблемы одновременно, уехала в Цюрих.

clip_image003

Александра Коллонтай в юности

Отъезд в Европу, Цюрихский университет, начало журналистской деятельности, увлечение экономическими вопросами и рабочим движением, работа над книгами «Жизнь финских рабочих», «К вопросу о классовой борьбе» — этапы ее профессионального становления. В результате Коллонтай стала признанным экспертом по Финляндии.

В это время происходит ее знакомство с политической и художественной элитой Европы: с Розой Люксембург, Кларой Цеткин, Карлом Каутским, Карлом Либкнехтом, Лениным, Плехановым, Луначарским, Троцким.

В Петербурге она уже не вернулась к традиционной жизни замужней женщины, а всецело посвятила себя революционной деятельности. У нее обнаружился редкий ораторский дар. По воспоминаниям современников любая аудитория всегда завороженно слушала ее. Она работала и публицистом, и агитатором, и организатором.

В 1906 году Коллонтай вступила в Российскую социал-демократическую партию. После смерти отца она, как единственная наследница, стала владеть поместьем в Черниговской губернии, а потому могла себе позволить заниматься проблемами рабочего класса, не думая о хлебе насущном.

По воспоминаниям А. Тырковой, Александра Коллонтай была одной из немногих женщин в политических кругах, которая хорошо одевалась и следила за собой самым тщательным образом.

clip_image005

Александра Коллонтай — одна из главных красавиц эпохи

Вторая ее тема — женский вопрос. Коллонтай попыталась создать организацию женщин-работниц и подключить их к пролетарскому движению. Правда, ее инициатива не встретила одобрения товарищей по партии.

Однажды партийное помещение, в котором должно было состояться собрание работниц, оказалось закрытым, а объявление на дверях гласило, что собрание женщин-работниц отменяется, а завтра состоится собрание только мужчин. Затем за брошюру о рабочем движении Финляндии Коллонтай привлекли к уголовной ответственности, и она была вынуждена бежать из страны в Германию.

Началась эмиграция, которая продлилась почти десять лет. В Германии в 1910 году она вступила в Германскую социал-демократическую партию, работала партийным журналистом, активно участвовала в международных социалистических конгрессах, расширила свои личные связи в социал-демократических кругах и активно контактировала с социалистами Германии, Англии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, США.

Во время Первой мировой войны ей, как российской подданной, пришлось уехать из Германии и переехать в Швецию. В Россию она возвращается в марте 1917 года и снова пытается возобновить попытки создания организации для женщин внутри партии.

clip_image006

Александра Коллонтай в 1917 году

В 1917 году Коллонтай активно участвовала в подготовке Октябрьского вооруженного восстания. После революции вошла в состав первого Советского правительства, но пробыла там не долго.

Деятельность Коллонтай на посту наркома социального призрения первого большевистского правительства была краткой — всего 4 месяца, но за это время она успела воплотить многие идеи, отработанные российскими феминистками: декрет о введении гражданского брака, основанном на равенстве супругов, декрет о разводе, декрет о правах незаконнорожденных детей.

Парадоксально, но став членом Советского правительства, Коллонтай выступила за запрещение независимых женских организаций, закрытие феминистских газет и журналов.

Причины деятельности российских феминисток Коллонтай объясняла с классовых позиций, поэтому деятельность феминисток — это деятельность женщин буржуазных слоев в интересах своего эксплуататорского класса, а интересы феминисток и пролетарок не совместимы.

clip_image004

Александра Коллонтай и красноармеец Павел Дыбенко — первые новобрачные, заключившие в 1918 году гражданский брак вне церкви.

Многие позиции, занимаемые Коллонтай в отношении женщин, находились в прямом противоречии с точкой зрения феминисток.

В своих идеологических построениях Коллонтай шла по пути нивелирования различия женское-мужское, пыталась довести женщин до некой общей, универсальной нормы, вне гендерной маркировки — просто товарищ по борьбе.

Российские феминистки настаивали на специфичности и ценности всего женского: женской личности, женского опыта, женского видения мира. Если Коллонтай определяла женщину-работницу «товарищем» мужчины по борьбе, уравненной с мужчиной-рабочим «общими страданиями», то феминистки определяли женщин низших слоев общества — работниц и крестьянок, как «рабынь рабов».

clip_image007

Александра Коллонтай и советские беспризорные дети

Однако многие идеи феминисток были так или иначе восприняты и поддержаны Александрой Коллонтай, например: требование всей полноты гражданских прав для женщин в качестве стратегии вторжения женщин в мужские сферы деятельности (в политику, общественное производство);

представление о проституции, возлагающее ответственность на мужчин — потребителей проституции, требование отмены двойного стандарта в сфере сексуальной морали, определение в качестве барьеров на пути самореализации женщин любви и материнства, выдвижение требования осознанного материнства (так элегантно в то время обозначали проблему абортов).

Позднее она возглавила Отдел ЦК по работе с женщинами, который был призван организовать массовое вовлечение женщин в сферу общественного производства, организовать политическую работу среди женщин. Ее идеи о свободе сексуальных отношений, о «присвоении» женщиной своего тела, о единой сексуальной морали для женщин и мужчин, оказались актуальными много позднее, уже в наше время.

На первом съезде женщин-работниц в Кремле, 1927 год

Ее независимый характер привел в 1922 году в оппозицию Ленина. Чтобы использовать ее международные связи лучшим образом и одновременно выслать из страны, Коллонтай предложили стать представителем Советского государства в Норвегии. Она согласилась, и в 1923 году началась ее дипломатическая карьера.

Возможно именно обширные международные связи и известность спасли ее во время сталинских репрессий. После Норвегии она представляла советскую Россию в Мексике, затем опять в Норвегии. В 1930 году уже в ранге посла она начала работать в Швеции, где пробыла до конца Второй мировой войны.

С 1945 года и до своей смерти в 1952 году она была консультантом МИДа. Главным своим достижением, судя по дневнику, Александра Коллонтай считала свой вклад в дело освобождения женщины во всех областях, но особенно в сфере сексуальной морали.

https://ussrlife.blogspot.com/2016/03/blog-post_9.html

Картина дня

наверх