На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 960 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

«Малой кровью на чужой земле»: как планировал воевать СССР до нападения Гитлера

Борис Фишман

Призрак новой мировой войны начал бродить по Европе едва ли не сразу после подписания Версальского мирного договора. Страны, признанные проигравшими, подверглись жесткому национальному и экономическому унижению. Во многом несправедливые условия договора привели к тому, что на волне реваншизма одна за другой к власти стали приходить откровенно милитаристские партии, требовавшие пересмотра позорного мира.

Тем временем высшие круги СССР не просто наблюдали за развитием событий в Европе, но и активно обсуждали, какой будет стратегия Страны Советов в случае нападения с Запада.

Если завтра война…

Кто бы что не говорил, но пропагандистское кино не столько формирует мировоззрение людей, сколько отражает уже существующие в обществе настроения. В этом отношении замечательной иллюстрацией к военной стратегии СССР того времени служит снятое в 1938 году эпическое полотно «Если завтра война…». В самом начале фильма мы переносимся в страну победившего социализма. Советский рабочий класс наконец-то стал полноправных хозяином своей родины и после огня гражданской войны наслаждается мирной жизнью. Вдруг из громкоговорителя раздается сообщение о том, что ситуация на западных границах обострилась, а фашистские государства готовят агрессию против СССР.

Насчет образа врага в фильме стоит сказать особо. Фашисты-милитаристы одеты в смесь немецкой, французской и британской формы, отдают команды и разговаривают на немецком языке, а воинское приветствие отдают по-польски двумя пальцами. На касках и военной технике мы видим разнообразные вариации свастики: с тремя или четырьмя лучами. Итак, поздравив солдат с тем, что именно им выпала честь первыми вступить в борьбу с большевизмом, командующий армией врага отдает приказ о наступлении. Под покровом ночи пехота переходит границу СССР, однако сразу встречает ураганный пулеметный огонь: пограничники и разведка не тратят время зря. После первой неудачи противник поднимает в небо авиацию, однако советские самолеты вновь отбивают атаку и даже совершают налет на тыл врага.

А тем временем в СССР проходит массовая мобилизация. Старики, дети и женщины правдами и неправдами пытаются записаться добровольцами на фронт. Из национальных республик движутся колонны войск, готовые защищать свою социалистическую родину. Торжественный парад на Красной площади перед отправкой на фронт принимают Сталин и нарком обороны Ворошилов, который потом сам отправляется на передовую и произносит свою знаменитую речь о необходимости переноса войны на вражескую территорию. СССР быстро приводит армию в боевую готовность и начинает массированное контрнаступление. Советские танки прорывают фронт противника, и вот военные действия начинаются уже на земле противника. Переломным моментом решающего сражения становится атака советской конницы, которая в лучших традициях Гражданской войны рубит врага шашками и обращает в бегство.

Но на этом фильм не заканчивается. Вероятно, в 1938 году советское руководство еще не совсем отказалось от идеи мировой революции, поскольку в конце картины мы видим, что странах-агрессорах восстал пролетариат. Поначалу его выступления жестоко подавляются полицией и армией, однако вскоре мы видим, как на улицах предположительно немецких городов развеваются красные флаги с серпом и молотом.

Наступательная стратегия

Сегодняшним зрителям фильм может показаться наивным. Ведь мы знаем, что самые крупные сражения войны происходили вовсе не на территории врага, а победы дались Красной Армии далеко не малой кровью. И все же, по некоторым пунктам фильм можно считать пророческим. Война началась именно с агрессии Германии, закончилась победой и оккупацией вражеской территории, а также привела к появлению социалистических государств в Восточной Европе.

Но мог ли СССР воплотить сценарий фильма в реальную жизнь? Чтобы понять это, нужно ознакомиться с рядом важных документов и декретов, принятых накануне войны. В 1939 страна приняла наступательную военную доктрину. В случае навязанной войны, РККА не только даст противнику достойный отпор, но и как можно скорее переведет военные действия на вражескую территорию и освободит пролетариев капиталистических стран. В том же году был принят закон о всеобщей военной обязанности, наращен выпуск наступательной военной техники и засекречены все стратегические перевозки.

В рекордные сроки была налажена система железных дорог, что помогло значительно ускорить перевозки грузов и техники. Профессор Анатолий Цыганок приводит ряд убедительных фактов, доказывающих, что СССР действительно готовился к наступательной войне. Особо он подчеркивает, что с 1939 года началась переброска стратегических запасов техники, вооружения, продовольствия и фуража с Урала и Заволжья на территории Украины и Беларуси. Также весьма любопытно, что с 1939 года в СССР началось массовое производство подробных карт территорий Восточной Европы (масштабом 1:100 000 и даже 1:25 000). К 1941 году количество экземпляров карт на складах западных военных округов исчислялось десятками миллионов. При этом столь подробных карт территории СССР восточнее Москвы и Ленинграда в стране не печатали.

И все же почему СССР, который готовился к наступательной войне, позволил врагу в первые же месяцы столь глубоко продвинуться вглубь своей территории? Мнений на этот счет едва ли не столько, сколько историков, изучающих вопрос. Кто-то считает основным фактором успеха Блицкрига то, что к 1941 году значительная часть высшего офицерского состава Красной Армии была репрессирована, а новые кадры еще не имели соответствующего боевого опыта. Кто-то винит крайний консерватизм советского руководства, которое поначалу мыслило в категориях Первой Мировой и Гражданской войны и делало ставку на окопную войну и применение кавалерии, игнорируя танки и новое автоматическое оружие. Некоторые обвиняют и самого Сталина, который якобы излишне доверял Гитлеру и никак не ждал нападения в 1941 году, когда обе страны все еще вели обмен немецкой техники на советское продовольствие. Как бы то ни было, но вопрос о неготовности СССР к войне остается актуальным до сих пор.

В качестве эпилога можно привести красноречивый эпизод из романа Пикуля «Честь имею», а именно диалог между двумя ветеранами Первой Мировой. Во время обсуждения грядущей войны с Германией (дело было в 1940 году) один спрашивает другого: «А мы в этот раз готовы?», на что получает ответ: «А когда мы были готовы?»

Картина дня

наверх