На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 965 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Гибель корейского «Боинга» в 1978 году: какие остались вопросы

 

Это был первый пассажирский самолет, сбитый над территорией СССР. Из 110 человек, находившихся на борту «Боинга», погибли двое пассажиров. Официальная трактовка произошедшего советской стороной сильно разнилась с версиями западных экспертов и зарубежных СМИ.

Что случилось

Южнокорейский пассажирский «Боинг 707» с 97 пассажирами и 13 членами экипажа, следовавший по маршруту Париж-Сеул, в ночь с 20 на 21 апреля 1978 года был сбит пилотом Су-15 431-го истребительного авиаполка Александром Босовым в небе над карельским озером Корпиярви в районе города Кемь (Кольский полуостров).

Согласно официальной версии, опубликованной 22 апреля в «Правде», южнокорейский самолет-нарушитель (главная газета СССР не указывала, что он был пассажирским) два часа находился в воздушном пространстве Советского Союза и на подаваемые отечественными системами ПВО команды не реагировал. Затем он «совершил посадку на озере». О факте расстрела «Боинга» Су-15 и жертвах в короткой заметке не было ни слова.

Имена погибших спустя 40 лет опубликовала «Новая газета» – это были 36-летний кореец Тай Хай и 31-летний японец Йошитака Сугано (в «Боинге» летели представители четырех стран – Южной Кореи, Франции, Японии и ФРГ).

Издание The New York Times сразу же после катастрофы сообщило, что пассажирский самолет сбили советские ПВО и цитировали председателя Совмина СССР Алексей Косыгина, якобы утверждавшего, что «Боинг» сам потерпел крушение и повредил крыло о лед карельского озера.

Пассажирский лайнер упал возле поселка Лоухи (Лоухскиий район Карелии). Пассажиров и экипаж вертолетами и автобусами доставляли в военный городок Подужемье, где находился аэродром. Летчиков и штурмана разместили отдельно, на турбазе, пассажиров – в Доме офицеров. В железнодорожной больнице поселили родителей с маленькими детьми (11 человек). Кормили в основном рисом, варили из него плов. Пассажиры попросили бананов, им их достали.

 

Почему Босов нажал на гашетку

По словам полковника запаса Александра Цыбы, в конце 70-х – начальника службы ракетного вооружения одной из дивизий ПВО, катастрофа над карельским озером случилась в том числе из-за сбоев в кодировке «свой-чужой»: находившийся в воздушном пространстве СССР «кореец» не отвечал на запросы наземных систем ПВО, поэтому в воздух и были подняты Су-15. Летчиков по тревоге подняли еще в 9 вечера 20 апреля, на опознание неизвестного самолета с разных аэродромов отправили три экипажа истребителей. Александр Босов взлетал с Африканды (аэродром под Мурманском). Именно он первым при приближении разглядел нарушителя и принадлежность «Боинга». Было очевидно: самолет пассажирский.

По словам бывшего командира 57-го истребительного авиаполка подполковника Виталия Дымова, Босов подавал «Боингу» сигнал следовать за ним, но лайнер не отреагировал, а затем взял курс на Финляндию. Как вспоминал тогдашний начальник особого отдела 5-й дивизии ПВО Владимир Полехин, «на верху» решили самолет сбить как потенциального шпиона, долгое время находившегося над территорией СССР. Приказ на открытие огня на поражение Босову отдал командующий 21 корпусом ПВО генерал-майор Владимир Царьков.

До сих пор неясно, почему тепловая ракета Су-15 не попала в двигатель «Боинга» (лайнер тогда был был уничтожен), а взрывом только оторвало часть крыла и осколками раздробило иллюминатор и фюзеляж. Командир лайнера Ким Чанг Кью в прошлом имел навыки пилотирования военных самолетов и сумел с пике с высоты 9,5 тысяч метров удачно спланировать и посадить «Боинг» на заледеневшее озеро.

Последствия крушения

Как утверждал Владимир Полехин, присутствовавший на допросе командира и штурмана сбитого «Боинга 707», корейцы объясняли длительное нахождение пассажирского лайнера на чужой территории тем, что сбились с курса вследствие отказа навигационного оборудования. Сотрудники КГБ им не верили. Полехин считает, что «Боинг» все же был не только и не столько пассажирским самолетом – разведывательные задачи корейцы тоже ставили: в летной кабине при осмотре нашли мощную потайную радиостанцию. Возможно, другую аппаратуру лайнер успел сбросить до посадки.

По другой версии, найденная рация была вовсе не потайной, а запасной, а самолет на самом деле сбился с курса, и когда пилот понял это, увидев советские истребители, повернул на Финляндию.

И пассажиров, и пилотов из СССР отправили в Америку (у Советского Союза с Южной Кореей не было дипломатических связей), откуда они разъехались по своим странам. Пилоты попали домой на месяц позже. Их обвиняли в шпионаже, и, согласно официальному сообщению «Правды», «помиловали». Сами летчики продолжали утверждать, что сбились с курса.

Николай Сыромятников

https://russian7.ru/post/gibel-koreyskogo-boinga-v-1978-godu...

Картина дня

наверх