На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

За что аса Покрышкина хотели судить военным трибуналом

 

С весны 1943 года слова «Внимание, внимание, в небе Покрышкин!», звучавшие с немецких постов оповещения, означали безотлагательную необходимость усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, «охотникам» – набрать высоту, молодым и неопытным летчикам – возвратиться на аэродромы.

Не будет преувеличением сказать, что эти слова – один из ярчайших знаков признания лётного мастерства и храбрости Александра Ивановича Покрышкина, советского лётчика-аса, одного из самых результативных пилотов-истребителей среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции. Александр Иванович Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза, кавалер  шести орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, четырёх орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине в вооружённых силах СССР». Кроме того, Покрышкин был награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и многими другими. Был Покрышкин награждён и орденами и медалями США, ГДР, Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии и других стран.

За годы Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 в группе. Иногда, впрочем, называют другое количество сбитых Покрышкиным самолётов, некоторые авторы уменьшают их количество, другие, напротив, несколько увеличивают. В настоящее время привести точное число сбитых Покрышкиным самолётов не представляется возможным по ряду причин. Прежде всего оттого, что не все сбитые самолёты в хаосе войны были должным образом задокументированы, кроме того, Покрышкин иной раз «дарил» сбитые самолёты своим ведомым. Но как бы там ни было, Покрышкин остаётся одним из самых великих лётчиков-истребителей.

Началось всё ещё до войны. Александр Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (теперь Новосибирск), в семье рабочего. Авиацией он был увлечён с детства. После окончания школы Александр какое-то время работал на стройке, а в 1932 году пошёл служить в армию. В 1933 году Покрышкин окончил Пермскую авиационную школу, затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде и в Краснодарском аэроклубе. В ноябре 1938 года он был направлен на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу, которую с отличием окончил в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк в 1940-м году был передислоцирован в Молдавию, город Бельцы.

Покрышкин прошёл всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945-го, участвовал в оборонительных операциях в Молавии, на Донбассе, в Ростовской области, в воздушных боях на Кубани, в Крыму, воевал в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал в освобождении Чехословакии, брал Берлин. Кроме того, в 1943 году в составе 16-го гвардейского авиаполка летал в Иран, чтобы поручить новую технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, в боевых условиях испытывал американские самолёты и отечественные новые типы истребителей, начиная с ЯК-1.

Впрочем, эта блестящая военная карьера могла завершиться, не начавшись. И вот почему. Свой первый самолёт Александр Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. Это был… советский самолёт 211-го бомбардировочного полка – лёгкий бомбардировщик СУ-2. Произошла такая беда по чистому недоразумению. Дело в том, что такие бомбардировщики появились в наших частях перед самой войной и их вид был незнаком истребителям. Вот Покрышкин по недоразумению и принял СУ-2 за вражеский самолёт. Будущего аса спас хаос первого дня войны: он отделался нагоняем. К тому же пилот нашего бомбардировщика выжил после падения.

Был и ещё один момент, который мог стоить Покрышкину не только карьеры, но свободы и, возможно, жизни.

Это было в 1942 году. Покрышкин тогда уже был известен как отличный лётчик, командовал эскадрильей. У него возник серьёзный конфликт с командиром полка Н. В. Исаевым. Покрышкин был не просто блестящим лётчиком, он был новатором и теоретиком воздушного боя. Сложившуюся к этому времени тактику он считал устаревшей и много работал над более совершенными и современными подходами. По воспоминаниям сослуживцев, он «чертил схемы, делал расчёты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Лётчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли «воздушной академией». Исаев критики устаревшей тактики советской авиации не принимал. Серия конфликтов привела к тому, что Покрышкин был исключён из партии и снят с должности. Более того, однажды имела место стычка в офицерской столовой, на основании которой было сфабриковано целое дело против Покрышкина. Оно было направлено для рассмотрения в военный трибунал. Бог знает, чем кончилась бы эта история, если бы не заступничество комиссара полка и вышестоящего начальства. Дело было прекращено, Покрышкину вернули партбилет и восстановили в должности.

Новаторство Покрышкина заключалось в том, что он отказался от построения боя в горизонтальной плоскости, как это было до сих пор. К этому времени появились новые самолёты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, потому возникла возможность «полезть на высоту», как говорили лётчики. Формула победы в воздушном бою от Покрышкина имела такой вид: высота – скорость – маневр – огонь.

Вот лишь один пример применения этой формулы самим Покрышкиным.

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на большой высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары мессершмиттов, которые находились выше его. Это была излюбленная тактика немецких асов: нанести неожиданный удар в спину и снова скрыться. Но Покрышкин резко взметнул свой истребитель вверх. Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередь – и один «мессер» пошёл к земле.

Ещё в момент набора высоты Покрышкин увидел, что пару наших истребителей атакует четвёрка мессершмиттов. Он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а бросился на помощь товарищам. Ударил снарядами по одному «мессеру», проскочил вниз, развернул самолёт и пошёл в лобовую на третий вражеский истребитель. Всё в этой схватке решили секунды. Покрышки провёл три результативные атаки – и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая атака – всё было. И в каждом положении он находил единственно правильное решение и мгновенно претворял его в действие.

К числу заслуг Александра Покрышкина следует отнести и тот факт, что это ему принадлежала мысль использовать в качестве посадочной полосы шоссейные дороги. Это сыграло решающую роль в период боёв на территории Германии.

После войны А. И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны. С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ, с ноября 1981 года – военным инспектором-советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.

https://russian7.ru/post/za-chto-asa-pokryshkina-khoteli-sud...

Картина дня

наверх