Великая Отечественная война была войной по всем фронтам – не только военном, но также на экономическом, информационном и даже психологическом. Пропаганда в годы конфликта получила самое широкое распространение и использовалась не только для того, что мобилизовать собственное население, но и устрашить чужое.
В ход шли звукозаписи, радиограммы, плакаты и листовки. Последних, по некоторым данным, нацисты распространили порядка пяти миллиардов экземпляров, однако их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у других средств, всё равно считается вполне посредственной. Почему?Пропуск в плен
Нацистские листовки представляли собой газету из одного чёрно-белого листа, на одной стороне которого печатался текст, а на другой – рисунок или фотография. Для удобства каждая имела порядковый номер. Печатались прокламации в первые годы войны непосредственно в Германии, а по мере продвижения немецкий войск их производство наладили прямо на фронте и на трофейных советских типографиях. После изготовления распечатки сбрасывались с самолётов над расположением Красной армии и населёнными пунктами ближнего тыла или распространяли среди жителей временно оккупированных территорий.
Основное внимание в листовках уделялось именно визуальной части, поскольку главным объектом пропаганды был не конкретный человек, а массы – сущность эмоциональная и глупая, несклонная вникать в текст и больше интересующаяся картинками. Впрочем, не менее важным элементом листовки был лозунг. Изредка даже встречались прокламации, на которых призыв печатался с дополнительным красным оттиском, что как бы подчёркивало его значимость. Содержание при этом могло быть совершенно любым: нацисты, помимо того, что изготавливали листовки в огромном количестве, пытались максимально разнообразить их ассортимент, часто обыгрывая темы голода, гонений на Церковь, массовых репрессий, раскулачивания, коллективизации. Особый упор делался на обещании ликвидировать колхозы и вернуть единоличные хозяйства крестьянам, которые, как прекрасно понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.
Акценты в листовках менялись с ходом Великой Отечественной. Так, в начале войны, когда советские войска несли одно тяжёлое поражение за другим, Третий рейх при помощи пропагандисткой продукции стимулировал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Ко всему прочему сами прокламации являлись пропуском, при предъявлении которого гарантировалось сохранение жизни.
В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы сменили тактику. Командование вермахта спланировало крупномасштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцев всё так же призывали сложить оружие, но теперь сдаться в плен им предлагали не нацистам, а своим же – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Теперь основной лозунг звучал: «Русские перебегают к русским». Тех же, у кого не было ни малейшей симпатии к РОА, попытались устрашить применением новейшей, ещё неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».
Трудности перевода
Члены РОА впоследствии принимали непосредственное участие в пропаганде Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовали для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев начали применять для создания листовок, и эти материалы оказались даже успешнее чем, те, что делались немцами.
Объяснить это достаточно просто. Русский текст у большинства первых листовок изобиловал стилистическими и орфографическими ошибками, перевод часто был безграмотен. К тому же иногда в прокламациях использовались неудобоваримые немецкие шутки, совсем непонятные для советского человека.
Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времён Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлась тиражом 160 миллионов экземпляров, и при этом не только не оказывали нужного воздействия, но и скорее вызывали отторжение.
«По мысли немецких пропагандистов, этот несусветный и безграмотный бред должен был звучать как девиз, под которым культурная Европа идёт в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, чуть ли не до самого конца войны, перебрасывался на «ту» сторону», - писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.
Он уверен, что советское командование само бы заплатило за такие листовки «крупные суммы». Впрочем, как и за большинство подобных. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».
Сами перебежчики не только предписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причину этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды спросил у одного из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и антикоммунистическое настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».
«Нами подробно разработан план кампании, в победном окончании которой не может быть никаких сомнений. А поэтому нет никакой необходимости в какой-либо импровизации и изменении плана, ни даже в его дополнении. То, о чём говорите вы, не продумано и не предусмотрено, а поэтому содержит в себе какой-то элемент риска, совершенно излишнего», - получил Стенрос в ответ.
А в конце генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как мы знаем, оказался неудачным.
Свежие комментарии