На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 907 подписчиков

Свежие комментарии

Почему русские коллаборационисты считали немецкие агитационные листовки глупыми

Великая Отечественная война была войной по всем фронтам – не только военном, но также на экономическом, информационном и даже психологическом. Пропаганда в годы конфликта получила самое широкое распространение и использовалась не только для того, что мобилизовать собственное население, но и устрашить чужое.

В ход шли звукозаписи, радиограммы, плакаты и листовки. Последних, по некоторым данным, нацисты распространили порядка пяти миллиардов экземпляров, однако их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у других средств, всё равно считается вполне посредственной. Почему?

Пропуск в плен

Нацистские листовки представляли собой газету из одного чёрно-белого листа, на одной стороне которого печатался текст, а на другой – рисунок или фотография. Для удобства каждая имела порядковый номер. Печатались прокламации в первые годы войны непосредственно в Германии, а по мере продвижения немецкий войск их производство наладили прямо на фронте и на трофейных советских типографиях. После изготовления распечатки сбрасывались с самолётов над расположением Красной армии и населёнными пунктами ближнего тыла или распространяли среди жителей временно оккупированных территорий.

Основное внимание в листовках уделялось именно визуальной части, поскольку главным объектом пропаганды был не конкретный человек, а массы – сущность эмоциональная и глупая, несклонная вникать в текст и больше интересующаяся картинками. Впрочем, не менее важным элементом листовки был лозунг. Изредка даже встречались прокламации, на которых призыв печатался с дополнительным красным оттиском, что как бы подчёркивало его значимость. Содержание при этом могло быть совершенно любым: нацисты, помимо того, что изготавливали листовки в огромном количестве, пытались максимально разнообразить их ассортимент, часто обыгрывая темы голода, гонений на Церковь, массовых репрессий, раскулачивания, коллективизации. Особый упор делался на обещании ликвидировать колхозы и вернуть единоличные хозяйства крестьянам, которые, как прекрасно понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.

Акценты в листовках менялись с ходом Великой Отечественной. Так, в начале войны, когда советские войска несли одно тяжёлое поражение за другим, Третий рейх при помощи пропагандисткой продукции стимулировал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Ко всему прочему сами прокламации являлись пропуском, при предъявлении которого гарантировалось сохранение жизни.

В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы сменили тактику. Командование вермахта спланировало крупномасштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцев всё так же призывали сложить оружие, но теперь сдаться в плен им предлагали не нацистам, а своим же – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Теперь основной лозунг звучал: «Русские перебегают к русским». Тех же, у кого не было ни малейшей симпатии к РОА, попытались устрашить применением новейшей, ещё неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».

Трудности перевода

Члены РОА впоследствии принимали непосредственное участие в пропаганде Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовали для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев начали применять для создания листовок, и эти материалы оказались даже успешнее чем, те, что делались немцами.

Объяснить это достаточно просто. Русский текст у большинства первых листовок изобиловал стилистическими и орфографическими ошибками, перевод часто был безграмотен. К тому же иногда в прокламациях использовались неудобоваримые немецкие шутки, совсем непонятные для советского человека.

Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времён Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлась тиражом 160 миллионов экземпляров, и при этом не только не оказывали нужного воздействия, но и скорее вызывали отторжение.

«По мысли немецких пропагандистов, этот несусветный и безграмотный бред должен был звучать как девиз, под которым культурная Европа идёт в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, чуть ли не до самого конца войны, перебрасывался на «ту» сторону», - писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.

Он уверен, что советское командование само бы заплатило за такие листовки «крупные суммы». Впрочем, как и за большинство подобных. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».

Сами перебежчики не только предписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причину этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды спросил у одного из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и антикоммунистическое настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».

«Нами подробно разработан план кампании, в победном окончании которой не может быть никаких сомнений. А поэтому нет никакой необходимости в какой-либо импровизации и изменении плана, ни даже в его дополнении. То, о чём говорите вы, не продумано и не предусмотрено, а поэтому содержит в себе какой-то элемент риска, совершенно излишнего», - получил Стенрос в ответ.

А в конце генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как мы знаем, оказался неудачным.

Картина дня

наверх