На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

2 версии происхождения «буденовки»

Буденовка — самый оригинальный и интересный головной убор в истории отечественных вооруженных сил ХХ столетия. Кто из тех, чье детство прошло в СССР, не знаком с буденовкой, похожей на шлемы древнерусских богатырей?

Для Красной Армии или для марша по Константинополю?

С названием головного убора все ясно: «буденовка» — это в честь Семена Буденного, прославленного командира красной кавалерии. На самом деле, первоначально суконный шлем получил в Красной Армии название «фрунзевка» по имени Михаила Фрунзе, так как именно под его командованием находились части, где ввели новый головной убор в качестве обязательного компонента обмундирования.
Еще 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. Художникам предстояло разработать новое обмундирование для Красной Армии, включая и головной убор. В работе над буденовкой принимали участие такие великие художники как Виктор Михайлович Васнецов и Борис Михайлович Кустодиев. В итоге 18 декабря 1918 года Реввоенсовет утвердил суконный шлем, форма которого напоминала шелом с бармицей русских былинных богатырей.

Правда, есть и еще одна версия происхождения буденовки. Согласно этой точке зрения, история уникального головного убора уходит своими корнями еще в дореволюционный период. Во время Первой мировой войны, с целью поднятия патриотических настроений в армии и в тылу, царские власти активно эксплуатировали древнерусскую тематику, включая и подвиги былинных богатырей.

Были разработаны и специальные суконные шлемы, в которых солдаты российской императорской армии должны были маршировать по Константинополю (Стамбулу) после победы над Османской империей. Но в действующую армию эти шлемы так и не поступили, а оставались на складах, где их и обнаружили подчиненные наркомвоенмора Льва Троцкого уже после революции. Впрочем, в отличие от советской версии происхождения буденовки, документальные подтверждения царской версии неизвестны.

Официально принятие нового зимнего головного убора произошло после приказа Реввоенсовета № 116 от 16 января 1919 года. Он описывал буденовку как шлем суконный защитного цвета на ватной подкладке, состоящий из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз назатыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке.

О принадлежности бойца к Красной Армии свидетельствовала нашитая спереди над козырьком пятиконечная звезда. Поскольку с 29 июля 1918 года в РККА носили металлическую эмблему в виде красной пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, ее крепили на буденовках в центре нашитой суконной звезды.

Тогда же, в годы Гражданской войны, буденовка приобрела символическое значение для Красной Армии и всех, кто поддерживал большевиков: красноармейцы в буденовках красовались на многих агитационных плакатах. Самым известным из них стал плакат «Ты записался добровольцем?» Дмитрия Моора (Орлова), созданный в июне 1920 года.

От Гражданской до Отечественной: 22 года славного пути буденовки

8 апреля 1919 года был выпущен новый приказ РВСР № 628 относительно цвета сукна, которое использовалось для знаков различия родов войск. Этот же приказ регулировал и цвет звезд, нашивавшихся на буденовку, и сукна, которым обтягивали пуговицы шлема. Пехотные части носили малиновую звезду, кавалерия – синюю, артиллерия – оранжевую, авиация – голубую, инженерные войска – черную, пограничные войска – зеленую.

В январе 1922 года помимо зимней буденовки был введен и аналогичный летний головной убор из палаточного полотна или хлопка. Но на летнем головном уборе не было отворотов «подзатыльника», которые на зимней буденовке застегивались под подбородком. Однако в качестве летнего головного убора буденовка просуществовала всего два года и в мае 1924 года была заменена фуражкой.

Но зимняя буденовка продолжала использоваться, став менее высокой и более округлой. Сукно для зимних буденовок с 1922 года использовали не защитное, а темно-серое. 2 августа 1926 года новым приказом РВС СССР была отменена нашитая суконная звезда: теперь на буденовки прикрепляли только металлические эмблемы. В том же 1926 г. вернули и защитный цвет сукна головного убора.

Официальная история этого уникального головного убора Красной Армии закончилась летом 1940 года. Всего год буденовка «не дожила» до начала Великой Отечественной войны. 5 июля 1940 г. был опубликован приказ № 187 Народного комиссара обороны СССР, заменявший буденовку в качестве зимнего головного убора шапкой-ушанкой. Такое решение было принято по итогам советско-финской войны: командование докладывало о том, что буденовки не обеспечивают достаточной защиты от холода.

Тем не менее, еще в 1941-1942 гг. буденовки в качестве головного убора оставались в некоторых действующих частях Красной Армии, а в партизанских отрядах, военных училищах и школах, в ряде тыловых частей буденовку использовали до 1944 года. Кстати, по некоторым данным, не особенно жаловали буденовку сами красноармейцы. Зато в 1950-е — 1960-е годы буденовку стали усиленно популяризировать в массовой советской культуре. В послевоенный период буденовка широко использовалась в качестве гражданского детского головного убора. приобретя огромную популярность.

© Илья Полонский

Картина дня

наверх