На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 976 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Крушение Ил-18 в 1964 году: что стало причиной гибели маршала и пяти генералов на самом деле

Катастрофу пассажирского самолета, случившуюся 19 октября 1964 года, можно смело назвать одной из самых «высокопоставленных» аварий за всю историю СССР. Дело в том, что в тот день погибли один маршал и пять генералов. Именно поэтому в наши дни и появилась версия о террористическом акте.

Высокопоставленная делегация

На 20 октября 1964 года в Белграде планировались торжества, посвященные 20-летней годовщине освобождения нынешней столицы Сербии, а в то время столицы Югославии от немецких захватчиков. 19 октября в Белград отправилась целая делегация представителей высшего командования. Среди членов делегации был и маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который в годы Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Забегая вперед, следует отметить, что после катастрофы югославский лидер Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову посмертное звание Народного героя.

Кроме маршала Бирюзова, в делегацию входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом в пассажирском самолете Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопоставленных делгатов и членов экипажа. Всего же на борту по разным данным было до 33 человек.

Столкновение с горой

Судя по всему, самолет Ил-18 для транспортировки членов делегации в Белград был выбран не случайно. Дело в том, что, по словам генерал-полковника Николая Каманина, буквально за неделю о трагедии в этом же самолете прилетели на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, 13 октября 1964 года приземлившиеся на корабле «Восход-1». Более того, упомянутый ранее Сергей Бирюзов являлся куратором программы пилотируемых полетов. Гибель Бирюзова, как считают некоторые, негативным образом повлияла на советскую космическую программу. Данное обстоятельство породило массу теорий о том, что авиакатастрофа, оборвавшая жизнь Бирюзова, была подстроена.

Действительно, поначалу ничто не предвещало беды: самолет был вполне исправен, экипаж опытен, а метеоусловия благоприятны. Полет прошел благополучно. Проблемы начались только при посадке. Как пишет А. П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, тем самым не дав пассажирам и членам экипажа ни единого шанса на спасение. Согласно одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот доложил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что место для посадки придется поискать в другом месте. Однако, если верить историку спецслужб Геннадию Соколову, маршал, не желавший опаздывать на праздник, приказал посадить самолет.

Причины трагедии

Тот же Геннадий Соколов при описании крушения в первую очередь отмечает разразившийся во время посадки шторм. Так что неудивительно, что в ряду самых распространенных предположений о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, которые помешали пилотам должным образом сориентироваться и посадить самолет. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии была названа ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и шел ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Между тем в силу того, что на борту самолета находились представители высшего командования, и в том числе маршал Бирюзов, многие уверены в том, что авария была результатом самого настоящего террористического акта. Якобы осуществить это замысел было несложно именно с помощью горы Авала на подходе в аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако данная теория не подкреплена никакими вескими доказательствами, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня вопросов в этой истории и вправду осталось больше, чем ответов. К примеру, до сих пор точно неизвестно, сколько человек летели в тот день на самолете. В источниках фигурируют как 11, так 17, 18 и 20 человек. А некоторые авторы упоминают 33 жертвы крушения.

Картина дня

наверх