Любители истории

75 267 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Целовальников
    Потому, что Сталин был порядочный и честный ЧЕЛОВЕК, а не холоп и не подхалим!!!Что сказал товари...
  • Сергей Гре_в
    Изя, хватит дёргаться. Никакого отношения Бронштейн к революции в Германии не имел. Это раз. Брестский мир был заклю...Главный секрет Ни...
  • Владимир Петров
    Миллионы русскиx угробил и поxвалил иx за терпение. Как терпил. Другая нация смела бы тирана. А русские до 91-го x-ню...Что сказал товари...

Орловский десант: как парашютисты пытались остановить немецкие танки

Орловский десант: как парашютисты пытались остановить немецкие танки

Эта операция более всего известна по фантастическому (иначе не скажешь) изложению того, как она проводилась. Данную информацию легко найти в Интернете. Правда, и более реальный вариант развития событий также грешит преувеличениями.

История про «беспарашютный десант»

Повествование об этой истории имеется, например, в романе «Княжий остров» Юрия Сергеева. Там есть описание Битвы за Москву. Якобы лично генерал Георгий Жуков приказал высадить десант на пути армады прорвавшихся немецких танков. Добровольцами вызвались бойцы целого стрелкового полка. А так как парашютов не было, то герои-сибиряки обошлись и без них, они прыгали с летящих самолётов в глубокий снег. В результате немецкие танки пожгли, уцелевшие же немцы позорно бежали.

За послевоенные годы эта история обросла множеством невероятных подробностей, которые всё продолжают увеличиваться. При этом масса противоречий в рассказах никого не смущает. Ни какой-либо период боёв, ни какой-либо участок фронта ни в одну из многочисленных версий не укладывается. Равно как и нет ни одного подтверждающего (хотя бы косвенно) все это документа.

Однако продолжают находиться авторы, пытающиеся доказать, что данная история не совсем вымысел.

Часто пишут, что она лишь слегка преувеличена, а источником её могла послужить «высадка 5 октября 1941 года отряда Ивана Старчака в районе Варшавского шоссе». Хотя отряд Старчака никуда не высаживался, а просто оказался на пути немецкого наступления.

Тем не менее данная история, как и многие другие невероятные рассказы, действительно имеет под собой реальную основу. Одним из первых на это указал Алексей Исаев. Речь идёт о переброске 5-го воздушно-десантного корпуса в район Орла. Так как десант был посадочный (то есть парашюты не использовались), то это и породило легенду о высадке без парашютов, которая постепенно обросла домыслами и фантазиями, уходя всё дальше от реальности.

Переброска 5-го воздушно-десантного корпуса в Орёл

30 сентября 1941 года началось наступление вермахта на Москву. Войска 2-й танковой группы Гудериана прорвали оборону Брянского фронта. Чтобы остановить их продвижение на Орёл и Мценск, советское командование решило перебросить в Орёл 5-й воздушно-десантный корпус, который находился в районе Ярославля. Таким образом, ему предстояло преодолеть по воздуху около 500 км.

Переброску начали 3 октября, но так как немецкая 4-я танковая дивизия уже в тот день входила в Орёл, то там выбросили лишь часть десанта. Остальные высаживались на аэродроме Оптуха (в 8-ми км от Орла) и в Мценске. Самолётов было выделено мало. В некоторых источниках есть данные о 80 машинах. По В. Гончарову, использовалось 40 бомбардировщиков ТБ-3 (для перевозки техники и грузов) и 20 транспортных ПС-84. Каждый самолёт произвел 3-4 рейса. Согласно Журналу боевых действий 5-го корпуса, 3 октября были задействованы 40 ПС-84 и 14 ТБ-3.

В докладной записке командующего Воздушно-десантных войск РККА генерал-майора В. А. Глазунова от 5 октября 1941 года - «О результатах переброски воздушно-десантных частей в район Орел-Мценск» - сказано, что всего десантировали 6140 человек, 8 танков Т-37, 35 грузовых и три легковых автомобиля, шесть 76-мм и три 45-мм орудия, 33 50-мм и восемь 82-мм миномётов, три станковых и 10 крупнокалиберных пулемётов.

Эти сведения не очень совпадают с тем, что указано в документах корпуса и бригад. В частности, отмечается полное отсутствие каких-либо противотанковых средств и автотранспорта. Это связано с тем, что всю тяжелую технику выгрузили в Мценске, и потому она в боях за Орёл участия не принимала.

Но и вполне возможно, что в своем отчёте генерал Глазунов воспользовался данными не реальными, а плановыми, осуществить которые помешало отсутствие необходимого числа самолётов.

Десантировались 10-я и 201-я бригады корпуса, рота 9-й бригады, танковый батальон. Хотя это было первое десантирование танков в боевой обстановке, машины в боях так и не участвовали. Зато активно использовались велосипеды. Их было десантировано 114 штук, и все они были отданы разведроте 9-й бригады. Правда, иногда пишут про мотоциклы, но это неправда, мотоциклов в составе десанта не было. Надо заметить, что воздушно-десантные войска были единственными, в которых имелись велосипедные подразделения.

Десантирование производилось посадочным способом, то есть самолёты садились на аэродром. В снег десантники, конечно, не прыгали, так как его просто не было.

От Орла до Мценска

В различной мемуарной и популярной советской литературе, где упомянуты бои десантников под Орлом, традиционно описываются отдельные героические подвиги десантников. Например, как в одном бою они сожгли 16 немецких танков.

В исторических документах указано, что немцы бросили в бой за Орёл 3 октября до 40 танков. 4-я танковая дивизия действительно располагала на тот момент 59 исправными машинами. Впрочем, некоторые авторы пишут про 700 танков под Орлом. Уточним, что это намного больше, чем было во всей группе Гудериана.

Важно отметить, что Орёл обороняли и другие советские части. Согласно докладу командующего Орловским округом генерал-лейтенанта А. А. Тюрина, который руководил обороной города, в Орле находились: 146-й конвойный батальон НКВД, 45-й запасной стрелковый полк и подразделения зенитной артиллерии.

По журналу боевых действий 201-й воздушно-десантной бригады, 3 октября на аэродроме Орла был высажен 1-й батальон (без одной роты) и разведывательная рота бригады в количестве 500 человек. Десантники держали оборону до 19.00, но, не имея артиллерии и противотанковых средств, вынуждены были отойти с потерями (42 убитых и 120 пропавших без вести). Об уничтожении немецких танков батальон не сообщал.

3–й батальон бригады (без одной роты) численностью 500 человек был доставлен на аэродроме Оптуха. Судя по документам, столкновений с немцами батальон не имел.

Остальные части 5-го корпуса, вся артиллерия и танки были высажены в Мценске, где и заняли оборону юго-западнее города. Переброска продолжалась до 5 октября. 7 октября к ним присоединились остатки 1-го батальона (до 100 человек) 201-й бригады, 8-го — её же 3-й батальон. После того как немцы захватили Мценск, корпус 12 октября занял оборону по берегу реки Зуша.

С немецкими войсками в районе Мценска корпус не воевал. Исключение составляли действия разведгрупп. Основные потери корпус понёс от ударов авиации. А когда немцы приблизились к Мценску, то позиции десантников подвергались и сильному артиллерийскому обстрелу. Ежедневные потери у Мценска не превышали 10 человек убитыми и ранеными. Самые большие потери были под Орлом. Из высадившихся на аэродромах Орла и Оптуха не вернулись 643 человека.

17 октября 5-й корпус сдал свой участок обороны и начал передислокацию в район Подольска. Если верить советским документам, ни одного танка Гудериана парашютисты так и не подбили.

Картина дня

наверх