
Знаменитая гостиница «Ленинградская», расположенная на Комсомольской площади столицы, является одной из самых низких Сталинских высоток. Однако внутреннее роскошное убранство отеля настолько поражало советских граждан, что те, если верить Павлу Глобе и Ольге Шиловой, авторам книги «Москва мистическая», укладывались спать на полу, боясь запачкать мебель.
Неудивительно, что архитекторы получили за свой шедевр премию. Правда, после смерти Сталина их этой награды лишили.Не гостиница, а дворец
Если верить авторам издания «Вся Москва от А до Я» Сергею Шокареву и Михаилу Вострышеву, строительство столичной гостиницы «Ленинградская» длилось в период с 1949 по 1952 годы. Спроектировали «Ленинградскую» известные архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий. Согласно их замыслам, внешний облик здания должен был напоминать классические образцы московской архитектуры XVIII века, то есть так называемого «московского барокко». В отделке фасадов гостиницы решено было использовать белую керамическую плитку и красную глазурованную керамику. А ребра и эмблему восьмигранного шпиля покрыли позолотой.
Однако гораздо большее впечатление на гостей столицы производили интерьеры гостиницы «Ленинградской»: настоящий дворец с бронзовыми решетками на входе, рельеф с изображением святого Георгия Победоносца в вестибюле, расписные, лепные и резные потолки, бронзовые львы и люстры, мебель из ценных пород дерева. К слову, 2 бронзовые люстры «Ленинградской» были занесены в книгу рекордов Гиннеса. В 17-этажном здании общей площадью 25 тысяч квадратных метров разместились более 300 номеров различных категорий.
Лишение авторов Сталинской премии
За свой поистине грандиозный проект Леонид Поляков и Александр Борецкий получили почетную Сталинскую премию второй степени. Впрочем, вскоре Сталин ушел из жизни, и с его высотками решено было покончить. Резолюции Всесоюзного совещания по строительству, состоявшегося в ноябре 1954 года, ничего хорошего создателям высоток не сулили. Но самое страшное, что, как выразился Алексей Кофанов, автор книги «Предвечный трибунал: убийство Советского Союза», в дело вмешался абсолютно некомпетентный в этом вопросе Никита Хрущев. Генсек попросту разогнал Академию архитектуры СССР, а заодно лишил Сталинских премий и авторов гостиницы «Ленинградская».
Понятно, что для такого решение необходимо было обоснование, и советские власти его нашли. 10 ноября 1955 года в газете «Правда» было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», одно из самых позорных мест в котором досталось гостинице. В Постановлении говорилось: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на 1000 номеров». И действительно, как утверждает Дмитрий Хмельницкий в своей книге «Архитектура Сталина. Психология и стиль», 1 квадратный метр «Ленинградской» обошелся государству в 21 тысячу, а с оборудованием – в 31 тысячу рублей.
Дальнейшая судьбы архитекторов
Своим Постановлением Никита Хрущев сломал, по крайней мере, жизнь одного архитектора. Как пишет Андрей Жданов в своем издании «Метрополитен Петербурга», Полякова не только лишили Сталинской премии, но и освободили от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект». Квартиру тоже отобрали. Только в 1958 году Леониду Михайловичу удалось устроиться преподавателем в художественно-промышленное училище (ныне академия имени Строганова). После того, как Хрущев наконец покинул свой пост, к Полякову снова стали поступать предложения, но он всегда от них отказывался, говорил, что, мол, и рад бы, да «зубов у белки нет». А вот Александр Борецкий, как утверждает Марина Прозорова, автор книги «Все проходит...», на все неприятности плевал. К тому же, жилплощадь ему, в отличие от Полякова, оставили.
Обоснованная критика?
Впрочем, стоит признать, что некоторые современные специалисты считают, что советские архитекторы действительно кое-где дали маху. Например, автор книги «Проспекты советской Москвы», Алексей Рогачев пишет о том, что в своем стремлении добиться роскошества в интерьерах Поляков и Борецкий зашли слишком далеко, благодаря чему и выскочили за грань хорошего вкуса. По мнению Рогачева, удивительно не то, что архитекторов лишили Сталинской премии, а то, как они ее вообще смогли получить. «Видимо, «за компанию» — пишет Рогачев. Дело в том, что в то время высотки преподносились, как огромное достижение в строительстве столицы, и все их авторы должны были быть награждены в обязательном порядке.
Свежие комментарии