На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 976 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Трагедия легендарного Давида Кипиани

В следующем месяце исполняется двадцатая годовщина со дня трагической гибели легендарного советского футболиста и тренера – Давида Давидовича Кипиани. Звезда тбилисского «Динамо» и советской сборной разбился в автомобильной аварии за два месяца до своего пятидесятилетнего юбилея.

Мастер спорта СССР международного класса стал бронзовым призером Олимпийских игр 1976-го года, проходивших в Монреале, а годом позже был признан лучшим футболистом Советского Союза. Давида Давидовича называют одним из лучших грузинских футболистов в истории, эстетом, дирижером и гроссмейстером футбола, а на родине его буквально боготворят.
К сожалению, судьба талантливого полузащитника сложилась трагически. Его никто не остановил, когда он неожиданно для всех решил закончить спортивную карьеру, после распада Советского Союза футболист и тренер сильно сдал, осунулся и изменился. А о том, что стало причиной автокатастрофы, оборвавшей жизнь спортсмена, до сих пор ведутся споры и нет однозначного ответа.

Давид Кипиани: биография, семья, ранние годы

Будущий футболист появился на свет в Тбилиси, в 1951-м году, восемнадцатого ноября, в семье врачей. Родители мальчика мечтали о том, что наследник пойдет по их стопам, окончит медицинский институт и однажды станет выдающимся хирургом.



Так как папа с мамой постоянно пропадали на работе, воспитанием маленького Давида занималась преимущественно бабушка. Она старалась развивать у внука творческие задатки: читала ему произведения классической литературы, водила в музеи и на выставки. Но главным увлечением мальчика с ранних лет был футбол.
Когда ребенок окончательно утвердился в своем выборе, и заявил, что хочет связать жизнь со спортом, никто из родных не стал возражать или переубеждать его. Мальчик посещал тбилисскую футбольную школу №35, а его первым наставником был П. Челидзе.
Подросток демонстрировал блестящую игру, и начинал свою карьеру в тбилисском «Локомотиве». А в 1968-м году, после победы грузинской юношеской сборной на «Кубке Надежды», Давида зачислили в дубль тбилисского «Динамо».



После окончания школы юный спортсмен стал студентом Тбилисского политехнического института, избрав для себя химический факультет. Но довольно быстро парнишка осознал, что к химии у него нет ни интереса, ни способностей, а посему перевелся в Тбилисский государственный университет на юридический факультет, который в итоге успешно окончил.

Карьерный взлет, достижения и признание

Слава, признание и всенародная любовь пришли к Кипиани в 70-е годы. Он феерично выступал в основе тбилисского «Динамо» и помогал родной команде блистать не только на весь Советский Союз, но и Европу.
Восхищенные болельщики и журналисты не скупились на комплименты, называя Давида Давидовича (или просто Дато) маэстро, гением, дирижером и одной из главных советских футбольных звезд.



В основном составе главной грузинской команды молодой футболист дебютировал в 1971-м году. Вскоре после этого его привлекли к играм за советскую сборную, но Дато помешала раскрыться серьезная травма колена, полученная незадолго до этого на сборах.
Удивительно, но в сборную талантливого игрока приглашали отнюдь не часто, из-за чего болельщики негодовали. По некоторым данным, Кипиани попросту не вписывался в тактические схемы главных наставников: Константина Ивановича Бескова и Валерия Васильевича Лобановского.
В общей сложности в составе советской сборной он сыграл всего девятнадцать матчей, и сумел забить семь голов. Также Дато отыграл два матча в составе олимпийской сборной и сумел забить два гола, став бронзовым призером Олимпийских Игр 1976-го года, проходивших в Монреале.



Годом позже Давида Давидовича назвали лучшим футболистом страны. Еще через год он помог своей команде выиграть всесоюзное первенстве и стать чемпионом СССР. Также спортсмен дважды становился обладателем Кубка СССР и обладателем Кубка Кубков. Чемпионат Европы ему тоже покорился, правда, еще в период выступлений за молодежную сборную.
Кипиани шесть раз оказывался в списке лучших футболистов сезона, а иностранные журналисты называли его статным потомком грузинских князей, за величественной игрой которого наблюдать – одно удовольствие. Соперники его уважали и откровенно побаивались. Он был не просто лидером на поле и национальным героем, он стал лидером целой футбольной эпохи.

Им восхищались болельщики команд-соперников

С именем Давида Кипиани всегда было связано немало удивительных и необычных историй, которые со временем превратились в легенды. Так, однажды после победного матча над валлийским клубом «Кардифф Сити», болельщик английской команды был так восхищен игрой грузинского футболиста, что решил выразить ему свое почтение.



После матча он подошел к спортсмену и протянул ему денежную купюру в двадцать фунтов стерлингов в качестве сувенира на память. Но гордый грузин такой сувенир воспринял как оскорбление. Он взял протянутую купюру, и поставил на ней свой автограф, а после возвратил её обратно фанату, отметив, что теперь его «сувенир» стоит намного дороже.
Эту историю впоследствии описал известный поэт Евгений Евтушенко в своем стихотворении «Лучший гол Кипиани». Нужно отметить, что поэт и футболист много лет дружили, и Евтушенко всегда восхищался игрой «гроссмейстера футбола».

Травмы и досрочное завершение спортивной карьеры

Дато никогда не симулировал травмы, а если он падал и качался по газону, значит боль действительно была адской. В 1981-м году очередная травма оказалась для него фатальной, став причиной завершения карьеры.



Защитник мадридского клуба «Реала» Анхел (имя которого, к слову, переводится как «ангел») целенаправленно нанес Давиду Давидовичу травму, ударив его сзади, и сломав ему шипами ногу.
В тот день «Динамо» уверенно выигрывало у «Реала» на стадионе «Сантьяго Бернабеу», и Анхел нанес сильному сопернику серьезную травму в тот момент, когда тот принимал мяч на грудь.
Позднее Кипиани неоднократно рассказывал эту историю молодым футболистам, объясняя им, что не следует в таком положении принимать мяч на грудь с аута, дабы не травмироваться и не покалечиться.



После той травмы возвратиться на прежний уровень игры футболисту было очень сложно, он не смог поехать на мировое первенство, не попав даже в расширенный состав сборной, а затем, и вовсе, решил завершить карьеру в возрасте 31-го года. Но самым печальным в этой ситуации было то, что его даже не попытались остановить, и просто отпустили.
По некоторым данным, во время одного из последних матчей, сыгранных Дато, тренер команды соперников, глядя на его игру, с восхищением и удивлением воскликнул: «Кто уходит, он уходит? Если он уходит, тогда зачем остальные остаются?!».
Сыграть прощальный матч футболисту тоже не довелось. За несколько дней до назначенной даты скончался Генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.


Жизнь после футбола

После завершения игровой карьеры Давид Давидович, будучи не в силах окончательно порвать с футболом, устроился работать в тбилисский совет общества «Динамо». В 1984-м году был назначен главным наставником родного клуба, и быстро сумел вывести команду на качественно новый уровень выступлений.
Через два года был снят с должности главного тренера из-за развода с первой супругой, в браке с которой прожил почти четырнадцать лет. Руководство решило, что такой поступок является недостойным, и инициировало увольнение.
Благодаря содействию друзей получил должность в Генеральной прокуратуре СССР, и смог дослужиться до поста замначальника отдела общего надзора. Вскоре Кипиани во второй раз женился, а затем уволился из прокуратуры и снова стал главным наставником родного «Динамо». Покинул этот пост после автокатастрофы, в которой получил травму головы. Затем почти год работал менеджером команды.



В начале 90-х годов, уже после распада Советского Союза, Дато принял предложение от руководства кипрского клуба «Олимпиакос», и стал тренером команды. В 1995-м году он возвратился на родину, и вновь стал главным тренером родной команды, а еще через два года возглавил грузинскую национальную сборную. Также последние годы жизни возглавлял клуб «Торпедо» из Кутаиси.
После завершения игровой карьеры Давид Давидович начал понемногу сдавать, и это проявлялось не только в его внешности, но и в поведении. По воспоминаниям его подопечных, всегда сдержанный, интеллигентный и деликатный тренер мог сорваться, перейти на крик и не стесняться в выражениях.

Трагическая гибель легендарного футболиста

Трагедия произошла в 2001-м году, семнадцатого сентября, когда легендарный футболист и тренер возвращался в Тбилиси из Кобулети. Его внедорожник «Мерседес-Бенц», по неустановленным до конца причинам, на высокой скорости слетел с дороги и врезался в ореховое дерево. Спортсмен в той аварии получил травмы несовместимые с жизнью, и скончался по пути в больницу.



Согласно одной из версий, причиной катастрофы мог стать мобильный телефон. Мужчина, якобы, отвлекся на звонок, и потерял управление. Мобильник тренера, к слову, был обнаружен под водительским сидением.
По другой версии, у Давида Давидовича прямо за рулем произошел сердечный приступ, что и стало причиной аварии. До своего пятидесятилетнего юбилея он не дожил всего лишь два месяца.
В считанные часы у стен больницы, куда доставили национального героя Грузии, собрался практически весь город. Люди попросту отказывались верить в то, что Кипиани погиб.



В стране объявили трехдневный траур, а болельщики на улицах со слезами на глазах повторяли: «Нет больше нашего Дато..». Гибель великого футболиста стала настоящей национальной трагедией.
Футбольную легенду похоронили 22-го сентября на Сабурталинском кладбище, а все расходы взяло на себя руководство федерации футбола Грузии. Некоторое время спустя имя спортсмена было присвоено стадиону в Грузии, футбольной арене в Гурджаани, а также улице в Тбилиси.

Картина дня

наверх