На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Заброшенные советские проекты, которые сейчас никому не нужны

В Советском Союзе знали толк в масштабных проектах. Повернуть реки вспять, построить города там, где их раньше не было, освоить Север, сделать новые «моря», в авральном режиме проложить дороги…
Но не все проекты удалось довести до конца. Многие из них остались только на бумаге, но некоторые были начаты и не завершены. И сейчас они являются своеобразными памятниками прошлой амбициозной эпохи.

Трансполярная магистраль

Железная дорога, проложенная по вечной мерзлоте за Полярным кругом, должна была соединить побережья Атлантического, Ледовитого и Тихого океанов. А ещё — обеспечить доступ к будущему порту на мысе Каменном (порт, кстати, так и не появился). Строили в авральном режиме, не проводя геологических изысканий и не разработав проект до конца. Очень показательно, что уже было построено 196 км железной дороги («Чум — Лабытнанги») и только потом выяснилось, что порт на мысе Каменном технически нельзя построить, поскольку акватория залива имеет слишком малую глубину.



Поэтому новый порт решили перенести в Игарку. И стройка продолжилась: 6 лет, 4 миллиарда рублей (советских), более 70 000 человек, большинство из которых были заключёнными лагерей ГУЛАГа.





Строили круглый год, в лютые морозы, в условиях нехватки еды и оборудования. А летом вечная мерзлота оттаивала и рельсы «разъезжались», так что почти каждый год приходилось что-то переделывать.



Но, так или иначе, к 1953 году было построено 700 км магистрали, после чего проект был свёрнут. Сейчас действуют всего два не связанных между собой участка: «Чум — Лабытнанги» и «Надым — Пур».

Подольское море

А ведь на юге Подмосковья, совсем рядом с Подольском, могло бы быть «море». Точнее, огромное водохранилище площадью больше 1000 гектаров. Его планировалось использовать как источник воды для множества заводов. И заодно тут хотели организовать зону отдыха для местных жителей.





В 1980 году с большим размахом начали стройку: жителям деревень, дома которых находились в предполагаемой зоне затопления, дали квартиры, а на высоком берегу Пахры возник посёлок гидростроителей. Всего планировалось построить три гидроузла, но к началу 90-х появился только один. А потом деньги кончились.
В начале 2000-х ходили разговоры, что проект вот-вот будет продолжен, но пока единственный построенный водосброс, своей высотой напоминающий пятиэтажный дом, неспешно покрывается граффити.

Подземный ускоритель частиц

Мало кто знает, но у нас мог бы появиться собственный ускоритель элементарных частиц, а точнее, протон-протонный коллайдер на сверхпроводящих магнитах. Масштабный проект построили рядом с подмосковным Протвино. Ускоритель представляет собой подземный закольцованный туннель диаметром 5 километров, находящийся на глубине 20 метров.



Правда, если не знать, что искать, то догадаться о «научном полигоне», расположенном под лесом, деревнями и полями, довольно сложно. Снаружи можно заметить только несколько шахт, через которые осуществлялся спуск вниз, и остатки ангаров, в которых стояла техника строителей.



Нельзя сказать, что ускоритель полностью заброшен. В одном из ответвлений, длина которого составляет пару километров, периодически «гоняют» протоны и нейтроны, но основное кольцо не используется. Стволы и все возможные входы тщательно охраняются.

Кольская сверхглубокая скважина

Кольская сверхглубокая скважина занесена в Книгу рекордов Гиннесса и по сей день считается самой глубокой «дырой в земле».
Масштабный проект по изучению земных недр начали в 1970 году. Его целью было исследование литосферных плит на глубине 15 километров. Место на Кольском полуострове было выбрано неслучайно: именно тут самые древние земные породы находятся максимально близко к поверхности.





И с переменным успехом до 1992 года удалось «просверлить» скважину глубиной 12 262 метров. Конечно, были сложности (например, ломались буры), но в некоторых источниках вообще можно встретить слух, что из скважины слышались голоса. А кто-то даже говорит, что был взрыв. Другие уверены, что взрыва не было, это просто демон вылетел и вырвался на свободу.


Надпись на крышке — «12 226 метров», это та глубина, на которую удалось пробурить скважину до 1983 года.

Но, так или иначе, финансирования на восстановление работ на нашлось. И вся научная программа была свёрнута. От скважины осталась только дыра в земле, закрытая металлической крышкой. А почти все постройки вокруг разрушены.

Интересно, а какие масштабные проекты, оставшиеся после нас, будут изучать и исследовать наши внуки?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх