Любители истории

75 275 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил_
    Это другой вопрос.Как Троцкий измен...
  • Mike Mike
    Нет проблем: "Следует также отметить, что несмотря на прилагавшиеся усилия, без иностранных часовых технологий страна...Какие советские т...
  • Mike Mike
    Еще раз повторяю - им нужна была дармовая совковая рабочая сила. А совку - часовая промышленность.Какие советские т...

Что делали чукчи перед боем, чтобы быть такими бесстрашными

Что делали чукчи перед боем, чтобы быть такими бесстрашными

Военные походы чукчей вплоть до XIX века были частым явлением. Чукчи воевали с соседями – с коряками и юкагирами, с дальними соседями – американскими эскимосами и с русскими казаками. Во время межродовых конфликтов они старались обходиться миром, но во время войн с другими народами чукотские мужчины становились беспощадными и свирепыми бойцами.

Как пишет исследователь Александр Константинович Нефедкин в книге «Военное дело чукчей», слух о войне быстро распространялся по тундре. По традиции чукчи помогали друг другу, поэтому мужчины – родственники, друзья и соседи быстро съезжались на стойбище, хозяин которого объявил войну или решил участвовать в кровной мести. Чаще всего в походы отправлялась молодежь, жаждущая воинской славы, а ядро войска составляли опытные воины во главе со старейшиной – самым сильным и смелым бойцом.

Каждый чукча с детства владел оружием: луком, копьем, палицей, ножом. В бою тело его покрывали доспехи, доходящие до пят, голову защищал шлем. Обычная тактика была следующей: на противника выступало ядро войска из наиболее опытных воинов, а те, кто помоложе и послабее создавали два крыла. Они обходили противника с флангов и окружали его. Бой начинался с обстрела врага из луков, а затем бойцы вступали в рукопашную, используя копья и сокрушая черепа врагов тяжелыми палицами.

Чукчи дрались подолгу, исступленно, доходя до изнеможения. Поэтому перед боем чукотские воины поддерживали боевой дух разными способами: в ход шли одурманивающие вещества, военная магия и боевая раскраска.

Пили и ели

Немецкий медик Йоган Готлиб Георги писал, что народы Чукотского полуострова перед боем прибегали к грибам. Они их резали на кусочки и ели. Иногда доходило до того, что человек совершенно терял связь с реальностью, погружаясь в мир галлюцинаций, бросался в пекло боя и погибал, не осознавая реальности и не понимая границы собственных сил.

Иногда для опьянения использовали не сами грибы, а пили мочу человека или оленя, которые перед этим ели грибы – это воздействовало на психику еще сильнее.

После прихода в регион русских, грибы стали заменять алкоголем.

Надеялись на шаманов и на заклинания

Чтобы победить, чукчи прибегали к помощи шаманов, которые в обязательном порядке участвовали в походах.

Если отряд сбивался с пути, шаман своими магическими заклинаниями отыскивал правильную дорогу. Шаман «наводил» на местность туман, чтобы чукчи могли под его покровом бесшумно подобраться к врагу как можно ближе. Или «наводил» на море шторм, чтобы остановить преследователей после неудачного боя или «наводил» на тундру бурю, чтобы преследователи потеряли своих оленей и не могли преследовать побежденных.

Как писал в книге «Чукчи» этнограф Владимир Германович Богораз, перед боем чукчи пели особые заклинания, в которых в определенной последовательности описывались необходимые действия во время боя. Таким образом воины заранее «проживали» то, что их ждало в бою, и страх пропадал.

Прибегали и к «услугам» черной магии: наводили на врагов порчу и болезни. Если кто-то во время похода внезапно умирал, виновником смерти считали врага.

Чукчи были очень суеверны, все носили на шее или пришивали к одежде защитные амулеты: антропоморфные фигурки духов, кожу ласточки, крючки или ложки. Перед боем каждый воин проверял, все ли амулеты на месте и навешивал на себя дополнительные обереги.

Плясали и приносили жертву

Береговые чукчи перед боем исполняли военный танец. Они собирались на возвышенностях, запевали хором боевую песню, рассказывающую о воинских подвигах предков, и по очереди плясали и скакали под монотонные удары в бубен. Движения их были ритмичными и отработанными, а звук бубна погружал воина в транс. Обряд использовали, чтобы исключить волнение перед боем и обрести бесстрашие. Иногда плясал только старейшина, а остальные пели, настраивая себя на сражение.

Перед битвой приносили в жертву наиболее ценных животных – оленей или собак. Так же поступали и в том случае, когда вступали на чужую землю. Жертвоприношение должно было задобрить злых духов – келэ, которых боялись гораздо больше врагов. Местом обитание келэ считали землю и поэтому ее щедро поливали жертвенной кровью.

Даже начало боевых действий часто зависело от исхода жертвоприношения. Враждующие стороны вставали друг против друга, каждая из сторон приносила в жертву оленя, Если одно из животных падало головой в сторону врага, его владельцы начинали бой первыми.

Бывало и так, что в жертву духам приносили человека; часто жертвой становились пленные казаки, а в 1812 году чукчи на Чаунской губе едва ритуально не зарезали протоиерея Григория Слепцова. Жизнь священнику спас старейшина, в последний момент вмешавшийся в обряд.

Боевая раскраска

Для придания себе смелости и для устрашения врагов чукчи наносили на лица боевую раскраску. Она не только придавала воинам жуткий вид, но и служила оберегом. Нефедкин писал, что они «чернили» лица графитом или раскрашивали его охрой, «чтобы не было видно страха».

После боя чукчи мазали лица кровью врагов и наносили на тела татуировки – по количеству убитых. Рисунки делали на руках и над бровями – в виде схематических человечков. В старину после убийства врага накалывали точку на внутренней стороне правого запястья.

После боя чукчи приносили духам жертву и совершали обряды над головами убитых врагов. Иногда голову врага хранили как защитный амулет, отпугивающий других врагов. Тело врага могли разрезать на части, высушить и тоже использовать как амулет.

Часто после боя проводили особый обряд, во время которого в качестве благодарности мазали кровью оружие и устраивали с ним пляску-пантомиму, сопровождая ее песней, рассказывающей о силе и ловкости воина.

Картина дня

наверх