На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 966 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

«Панфиловцы Огненной дуги»: как 18 красноармейцев остановили две роты немцев с танками

 
 

После завершения 12 июля 1943 года самого массового танкового сражения в истории человечества – боя под Прохоровкой, немецкие части вынуждены были перейти к активной обороне. Началась Орловская операция, и теперь главной задачей немцев было не дать советским войскам развить успех. Вермахт формировал железный кулак контрнаступления. В центре его оказалась неприметная высота в районе деревни Самодуровка.

Памирский дозор

Уроженец Днепропетровской области Александр Демидович Романовский был призван на срочную воинскую службу в 1937 году. Романовского отправили служить на границу, в Отдельный Бахтинский пограничный отряд. Обстановка на восточной границе в конце тридцатых годов была напряжённой, а к моменту начала войны, когда Романовский поступил в Высшую школу войск НКВД, стала по-настоящему взрывоопасной, сообщает в своей книге «Краснознамённый Восточный пограничный округ» историк Владимир Терещенко. После выпуска 28 февраля 1943 года свежеиспечённому лейтенанту Романовскому пришлось полной чашей хлебнуть опасной службы в 30-м пограничном отряде, где к ноябрю он дослужился до командира сабельного взвода. Во главе маневренной группы Романовскому не раз приходилось вступать в схватки с басмачами на горных перевалах Предпамирья. Но всё изменилось 16 ноября, когда Романовского вместе с другими пограничниками отправили на укомплектование 70-й Отдельной армии войск НКВД.

 

Геройский рубеж

К апрелю 1943 года непрекращающиеся бои привели к образованию так называемого Северного фаса Курской дуги, столкновения на котором продолжались вплоть до июля, когда немцы на этом участке развернули основное наступление, пытаясь пробиться к Курску с севера, указывает историк Виктор Давыдков в своей книге «Анализ Курской битвы: историко-документальная эпопея». При этом на стыке действий 13-й и 70-й армий в районе села Самодуровка образовался очень уязвимый участок обороны. В этом месте противник имел все возможности для решительного прорыва, но прикрыть его было нечем – 224-й Памирский полк ушёл на передислокацию в районе села Тёплого. В самой Самодуровке при этом уже стоял немецкий гарнизон, а перегруппировка войск танкового резерва не давала возможности советскому командованию прикрыть этот участок свежими силами.

Смерть во ржи

В ночь на 15 июля 1943 года лейтенант Александр Романовский получил приказ занять и удерживать высоту у Самодуровки, дожидаясь подхода резервных частей своего полка. В распоряжении лейтенанта был только его 3-ий взвод, насчитывавший всего 18 человек и состоявший из пограничников Казахского округа, набранных из самых разных регионов Союза.

Ещё на восходе пограничники Романовского заняли оборонительные позиции у Самодуровки, неожиданным ударом выбив оттуда немцев. Появление взвода Романовского оказалась очень своевременным. Бойцы Романовского едва успели окопаться, когда под прикрытием ржаного поля к занятой ими высоте стали подтягиваться немцы. Однако опытные пограничники быстро разгадали манёвр противника.

Оценка сил наступающих ужасала: общим числом немцы направили на штурм высоты около 200 человек пехоты, а следом должны были идти танки и бронетранспортёры. Такую массированную атаку отразить было практически невозможно, отмечает генерал-майор Владимир Шарапов, автор книги «Герои 70-й армии».

 

Бей, пока тебя самого не сразили

Понимая, что боеприпасов в обрез, а отступить и оголить фланг батальона нельзя, Романовский приказал подпустить противника как можно ближе. Дождавшись, когда враги окажутся на расстоянии прямого броска, пограничники бросились навстречу атакующим и опрокинули немцев во встречном бою. Отряд понёс потери, сам Романовский был ранен, но немцы были отброшены назад. Вместо пехоты они бросили в бой танки и самоходки.

Как пишет историк и участник поисковых отрядов Рашид Исмаилов, Романовский приказал крепить оборону. Пограничники подбили 3 танка, стойко удерживая высоту и не позволяя противнику продвинуться дальше. Главное для лейтенанта было выдержать время до подхода своих. Во время последней волны штурма, оставшись почти без боеприпасов, пограничники пошли на немцев в рукопашной.

Всего горстка бойцов Памирского полка смогла уничтожить почти 100 человек живой силы противника, большое количество техники, но главное – они смогли задержать немцев у Самодуровки до прихода основных сил. Перегруппировавшийся 224-й полк с марша пошёл в атаку и отбросил противника еще на 2 километра вглубь позиций.

Этот успех стал возможен только благодаря героизму 3-го взвода Романовского, но никто из его солдат не пережил боя у Самодуровки. Все они, включая лейтенанта, погибли, так и не отступив ни на шаг.

Награда героям

Как отмечает в своей статье журналист «Независимой газеты» Олег Елеонский, какое-то время подвиг бойцов Романовского был вовсе никак не отмечен, а спустя 8 месяцев после гибели их наградили Орденами Отечественной войны, проигнорировав подписанное ещё 12 ноября представление о присвоении всему взводу Романовского званий Героев Советского Союза.

Картина дня

наверх