На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 964 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Сталин – Отец народов

В 1721 г. Сенат преподнёс Петру I титул «Отца отечества». В 1767 г. Уложенная комиссия присвоила Екатерине II титул «Матери отечества». И только И.В. Сталину не Советское правительство, а простой советский многонациональный народ дал звание «Отца народов». Было ли такое признание заслуженным? Постараемся ответить на этот вопрос фактами.

8 ноября 1917 г. в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» был создан Народный комиссариат по делам национальностей. Его основными задачами было обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей, содействие их материальному и духовному развитию. Возглавил Наркомнац И.В. Сталин.

15 ноября 1917 г., за подписью председателя СНК В.И. Ленина и наркома И.В. Сталина была принята «Декларация прав народов России», закрепившая основные принципы национальной политики большевиков: равенство и суверенность народов России, их свободное развитие; право на самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства; отмену национальных и религиозных привилегий.

Работа И.В. Сталина в качестве руководителя ведомства была высоко оценена В.И. Лениным, который в 1922 г. на XI съезде РКП(б) сказал: «…нам нужно, чтобы у нас был человек, к которому любой из представителей наций мог подойти и подробно рассказать, в чём дело. Где его разыскать? Я думаю, и Преображенский не мог бы назвать другой кандидатуры, кроме товарища Сталина…».

22 сентября 1921 г. И.В. Сталин возглавил комиссию Президиума ВЦИК, занимающуюся распределением земель между казаками и чеченцами. 18 октября издан декрет о создании Крымской АССР в составе Советской России, подготовленный И.В. Сталиным. 25 ноября В.И.Ленин одобрил сталинский проект постановления об образовании Закавказской Федерации. 9 января 1922 г., И.В. Сталин составляет проект декрета об образовании Карачаево-Черкесской области.

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК РКП(б) создаётся комиссия для подготовки вопроса по взаимоотношениям РСФСР с другими национальными советскими республиками, председателем которой назначен И.В. Сталин. Он разрабатывает проект «автономизации», согласно которому Украина, Белоруссия, Армения, Грузия и Азербайджан входят в состав РСФСР как автономные республики. 6 октября 1922 г. Пленум принимает ленинские поправки, содержащие положение о том, что каждая республика, входящая в Союз, имеет право выхода из него, и назначает И.В. Сталина возглавить комиссию по подготовке учредительного съезда по образованию СССР.

В 1930-1940 гг. при непосредственном участии И.В. Сталина было продолжено национально-государственное строительство. Из смешанных тюркоязычных племён были выделены туркмены, узбеки, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки.

Молдаване и карело-финны обрели свои национальные республики. Была восстановлена государственность Латвии, Литвы и Эстонии. В состав Белоруссии и Украины возвращены их западные земли. В этот период открываются национальные школы, театры, музеи. Благодаря работе учёных ряд народов получил собственную письменность. Издаются газеты, журналы и книги на национальных языках.

В условиях начавшейся в 1941 году войны, упразднение автономий немцев, чеченцев и крымских татар было адекватным ответом в сложившейся военной обстановке.

Практическая деятельность Сталина в деле государственно-национального строительства и межнациональных отношений была неотделима от его теоретических работ по этой проблеме. Достаточно назвать такие его работы, как «Марксизм и национальный вопрос», «На пути к национализму», «К постановке национального вопроса», «Национальный вопрос и ленинизм» и др.

В 1944-1945 гг. Советской Армией, руководимой И.В. Сталиным, были освобождены от фашистского плена народы Восточной Европы, была восстановлена государственность Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии. Разрабатывается проект «Балканской федеративной республики», в которую должны были войти Албания, Болгария, Югославия, Греция и Румыния.

В 1952 г. И.В. Сталин предложил объединить немецкий народ в одном государстве. Для этого предлагалось прекратить оккупацию Германии, закрепить её нейтралитет, обеспечить полную свободу всех демократических партий, обеспечить бывшим рядовым членам НСДАП равные гражданские и политические права, провести свободные выборы и формирование общегерманского правительства, создать германские национальные вооружённые силы, приём Германии в ООН.

Однако эти предложения не были поддержаны союзниками. Их обязательным условием являлось право Германии вступать в военные блоки, что в корне противоречило базовым принципам, заложенным в предложении советской стороны. Да и руководство ФРГ считало главной задачей не воссоединение народа, а интеграцию с Западом.

Перечень того, что было сделано И.В. Сталиным в деле национально-государственного строительства в России после Великой Октябрьской социалистической революции, затем в СССР, его предложения и инициативы в отношении других народов после Великой Отечественной войны, подтверждают, что не случайно, а вполне оправданно и заслуженно уже при жизни И.В. Сталина называли «отцом народов».

***

«Сталин прочно вошел в военную историю. Его несомненная заслуга в том, что под его непосредственным руководством как Верховного Главнокомандующего Советские Вооруженные Силы выстояли в оборонительных кампаниях и блестяще провели все наступательные операции. Но он, насколько я мог его наблюдать, никогда не говорил о своих заслугах. Во всяком случае, мне этого не приходилось слышать. Звание Героя Советского Союза и звание Генералиссимуса ему было присвоено по письменному представлению в Политбюро ЦК партии командующих фронтами. И наград у него имелось меньше, чем у командующих фронтами и армиями. О просчетах же, допущенных в годы войны, он сказал народу честно и прямо в своем выступлении на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года:

«У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, – над фашизмом»».

А.М. Василевский. Дело всей жизни. М., 1984, с.486-487.

***

«… Сталин обладал уникальной работоспособностью, огромной силой воли, большим организаторским талантом. Понимая всю сложность и многогранность вопросов руководства войной, он многое доверял членам Политбюро ЦК, ГКО, руководителям наркоматов, сумел наладить безупречно четкую, согласованную, слаженную работу всех звеньев управления, добивался безусловного исполнения принятых решений.

При всей своей властности, суровости, я бы сказал, жесткости он живо откликался на проявление разумной инициативы, самостоятельности, ценил независимость суждений. Во всяком случае, насколько я помню, как правило, он не упреждал присутствующих своим выводом, оценкой, решением. Зная вес своего слова, Сталин старался до поры не обнаруживать отношения к обсуждаемой проблеме, чаще всего или сидел будто бы отрешенно, или прохаживался почти бесшумно по кабинету, так что казалось, что он весьма далек от предмета разговора, думает о чем-то своем. И вдруг раздавалась короткая реплика, порой поворачивавшая разговор в новое и, как потом зачастую оказывалось, единственно верное русло.

Иногда Сталин прерывал доклад неожиданным вопросом, обращенным к кому-либо из присутствующих: «А что вы думаете по этому поводу?» или «А как вы относитесь к такому предложению?» Причем характерный акцент делался именно на слове «вы». Сталин смотрел на того, кого спрашивал, пристально и требовательно, никогда не торопил с ответом. Вместе с тем все знали, что чересчур медлить нельзя. Отвечать же нужно не только по существу, но и однозначно. Сталин уловок и дипломатических хитростей не терпел. Да и за самим вопросом всегда стояло нечто большее, чем просто ожидание того или иного ответа.

Следует, видимо, упомянуть и о том, что на заседаниях и совещаниях, которые проводил И.В. Сталин, обсуждение вопросов и принятие по ним решений осуществлялись нередко без протокольных записей, а часто и без соответствующего оформления решений. Случалось, что кому-то из участников совещания или заседания поручалось подготовить предложения, переработанные с учетом состоявшегося обмена мнениями, и представить на подпись.

Обладая богатейшей, чрезвычайно цепкой и емкой памятью, И.В. Сталин в деталях помнил все, что было связано с обсуждением, и никаких отступлений от существа выработанных решений или оценок не допускал. Он поименно знал практически всех руководителей экономики и Вооруженных Сил, вплоть до директоров заводов и командиров дивизий, помнил наиболее существенные данные, характеризующие как их лично, так и положение дел на доверенных им участках. У него был аналитический ум, способный выкристаллизовывать из огромной массы данных, сведений, фактов самое главное, существенное, свои мысли и решения Сталин формулировал ясно, четко, лаконично, с неумолимой логикой. Лишних слов не любил и не говорил их.

Из книги Д. Ф. Устинова «Во имя победы. Записки наркома вооружения»

***

«В Великую Отечественную войну Секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования, был Председателем Государственного Комитета Обороны, народным комиссаром СССР и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Оправдано ли назначение И. В. Сталина на высокие должности в партии, государстве и в Вооруженных силах? На этот естественный вопрос маршал Советского Союза А. М. Василевский отвечает однозначно:

«Безусловно, оправдано, и, когда Сталин как Генеральный секретарь, Предсовнаркома, председатель ГКО стал еще Верховным Главнокомандующим, наркомом обороны, открылись благоприятные возможности для победы».

Возможности каждой своей должности И. В. Сталин поставил на службу делу разгрома врага. В сложившейся критической и сложной обстановке войны он не просто сосредоточил в своих руках все властные функции, а направил их на руководство тяжелейшей из войн, которые когда-либо приходилось вести нашей стране, на сосредоточении всех усилий государства, всех его резервов и ресурсов для завоевания Победы.

Даже беглый взгляд на жизненный путь И. В. Сталина убеждает, что в его деятельности военные проблемы занимали большое место. До Октябрьской социалистической революции — это организация боевых дружин и восстаний. После Октября — это защита Советской власти от внутренней контрреволюции и иностранной военной интервенции. В годы Советской власти — это строительство Вооруженных сил СССР, защита социалистической Родины от возможного нападения ведущих капиталистических держав, прежде всего от агрессии германских фашистов и японских милитаристов.

Участник Гражданской войны, помощник и консультант И. В. Сталина по военным вопросам генерал П. А. Ермолин отмечает: «Как военного специалиста меня поражало в Сталине то, что он, формально штатский человек, гениально (я не боюсь этого слова, оно наиболее точно характеризует Сталина) разбирался в военных вопросах. Знания Сталина и в области экономики, и в области стратегии и тактики были глубоки и обширны, поражали исключительной четкостью постановки и объяснения обсуждаемых задач».

Сталин был не просто широко образованным человеком, творческим марксистом, но со знанием дела разбирался в принципиальных военных вопросах, в актуальных проблемах военной теории и науки. Он серьезно изучал труды крупнейшего буржуазного военного теоретика Карла Клаузевица, а именно его главное сочинение «О войне», книгу «1812 год» и другие работы. Он знал произведения Суворова и Наполеона, труды Драгомирова и Мольтке, работы по военному искусству Ф. Энгельса и Ф. Меринга, воспоминания Бисмарка и Людендорфа, военно-исторические монографии Г. Леера и А. Свечина, книги Н. Лукина (Н. Антонова) «Из истории революционных войн», Г. Е. Зиновьева «Война и кризис социализма» и других авторов. И. В. Сталин, изучал работы современных ему историков и теоретиков военного дела, прежде всего Е. В. Тарле и Б. М. Шапошникова. И этот перечень можно продолжать. Ему были даже известны работы ряда начальников военных кафедр военных академий, например, «История военного искусства с древнейших времен до первой империалистической войны 1914–1918 гг.» полковника Е. Разина. Все это свидетельствует о постоянном интересе Сталина к вопросам истории войн и теории военного искусства.

У него книги были классифицированы по вопросам: философии, психологии, социологии, политэкономии, русской истории, истории других стран, дипломатии, внешней и внутренней торговли, военному делу, национальному вопросу, о Ленине и ленинизме, истории РКП и Интернационалу, другим вопросам.

В. М. Молотов говорил, что И. В. Сталин любил географические карты, что они «топтались подолгу» у карт Азии, Европы. Журнал «Новая и новейшая история» писал: «В архивном фонде Сталина сейчас обработано почти 200 самых различных карт: военных, географических, политико-экономических, исторически относящихся к различным частям света, территории СССР, отдельным республикам и регионам. На большинстве из них есть пометы, сделанные рукой Сталина».

О том, что Сталин в совершенстве владел военными знаниями и обладал большим опытом строительства Вооруженных сил свидетельствует его деятельное участие в разработке боевых Уставов Красной армии. Так, под его руководством в 1942 году состоялось совещание известных военных теоретиков, крупных военачальников и боевых командиров разного ранга. Шло обсуждение основных положений Уставов. В ноябре 1942 года народный комиссар обороны И. В. Сталин ввел в действие новый боевой Устав пехоты и проект нового Полевого Устава (ПУ-43).

Сталин подверг критике заместителя наркома обороны Жукова за утверждение боевых Уставов артиллерии и зенитной артиллерии без обсуждения со специалистами и в обход Ставки Верховного Главнокомандования. За серьезные недостатки они были отменены и направлены на доработку.

Устав, — отмечал Сталин, — это не приказ, имеющий силу на короткий срок. По Уставу предстоит жить и действовать. Здесь недопустимы ошибки, чтобы их не тиражировать. Сталин добивался, чтобы в Уставе были воплощены все достижения военной науки и военного искусства, передовой боевой опыт.

Источник: Суходеев В.В. Сталин. Военный гений. М.: 2005. стр.16-18, 25-26.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх