Молва прочила Петра Машерова в преемники Леонида Брежнева. Однако это место хотел занять и Юрий Андропов. Последнему повезло больше. Дело в том, что Машеров погиб в 1980 году в автокатастрофе. Ее обстоятельства до сих пор вызывают множество вопросов.
Деревенский парень во главе республики
Петр Миронович Машеров родился в 1918 году в деревне Ширки (ныне Витебская область) в простой крестьянской семье.
После окончания школы Машеров поступил в Витебский педагогический институт имени Кирова, а позже работал учителем физики и математики в Россонской средней школе. С началом Великой Отечественной войны Машеров ушел на фронт и почти сразу оказался в немецком плену, откуда благополучно бежал. Некоторое время он служил учителем и счетоводом в Россонах и одновременно занимался партизанской деятельностью. Именно во время войны Петр Миронович и окунулся в партийную работу. В 1947 году он уже стал первым секретарем ЦК ЛКСМ Белоруссии.Через 18 лет Петр Машеров был назначен первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии. До самой смерти Машеров пользовался необыкновенной популярностью не только в Белоруссии, но и в других союзных республиках. Такое уважение народа было обусловлено тем, что Петр Миронович никогда не засиживался в своем кабинете, а ездил по маленьким городкам, селам и даже полям родины, предпочитая наблюдать за ситуацией собственными глазами. Для передвижения Машеров пользовался вертолетом Ми-8, который мог приземлиться прямо на полях забытого всеми колхоза. Ездил белорусский глава и на автомобилях, которые из-за плохого качества проселочных дорог изнашивались за пару лет.
Роковая автокатастрофа и приговор виновнику
В тот роковой октябрьский день 1980 года Петр Машеров передвигался на автомобиле. Правительственная «Чайка» на шоссе Москва-Брест врезалась в грузовик, перевозивший картофель, рядом с белорусским городом Смолевичи. От удара машина загорелась. Из искореженного салона, засыпанного картофелем, милиционеры извлекли 3 тела: самого Петра Машерова, его водителя и охранника. Все трое погибли. Как утверждает Леонид Млечин, автор книги «Вожди комсомола», сразу после гибели Машерова по стране поползли слухи о том, что это была не простая авария, а самое настоящее убийство. Якобы катастрофа была подстроена «конкурентами» главы Белорусской компартии, среди которых назывался и Юрий Андропов.
Поговаривали, что главным исполнителем «заказа» был Николай Пустовит, водитель того самого грузовика с картофелем. Суд не увидел в действиях Пустовита какого-то умысла, но признал его виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшим смерть трех человек. Николая Пустовита приговорили к 15 годам лишения свободы. Удивительно, но спустя 2 года осужденному сократили срок по амнистии, а через 5 лет и вовсе освободили. Эти обстоятельства еще более склоняли сторонников версии об убийстве Машерова к тому, что первый секретарь погиб вовсе не случайно, а катастрофа была подстроена.
Странные обстоятельства аварии
Между тем судьба виновника аварии стала не единственным аргументом в пользу версии об убийстве Петра Машерова. Так, буквально за несколько дней до трагедии в Белоруссии заменили руководство КГБ, а Валентин Сазонкин, до того 13 лет отвечавший за безопасность Машерова, неожиданно был переведен на другую должность. Этот след, по мнению некоторых историков, ведет именно к Юрию Андропову, который занимал пост руководителя КГБ СССР. Во-вторых, в последнее время Машеров ездил на бронированном автомобиле «ЗИЛ», который, возможно, выдержал бы лобовое столкновение. Но 4 октября 1980 года «ЗИЛ» находился в ремонте.
Впрочем, историк Николай Зенькович в своей книге «Покушения в Кремле: от Ленина до Ельцина», пишет, что Машеров сам настоял на немедленной поездке, пусть и на «Чайке». Согласно инструкции, начальник охраны не имел права выпустить Петра Машерова на этой машине. Впрочем, нарушений в тот день было сделано немало. Так, о выезде Петра Мироновича почему-то не сообщили в ГАИ, вследствие чего на трассе не были выставлены посты. Кроме того головная машина оказалась без проблесковых маячков, отсутствовала и звуковая сирена. Многие считают, что все перечисленные обстоятельства создали благоприятные условия для аварии. По крайней мере, последнюю поездку Машерова назвать обычной точно нельзя.
Свежие комментарии