На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 869 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Жатков
    Доброго времени суток, Анатолий! Пишет Владимир Жатков руководитель экспедиции 1984 (р. Кова 84). Надо переговорить. ...Страшная тайна «Ч...
  • Александр Теплов
    Знаете люди привыкли чтобы придать лоск восхваляемому герою писать только положительные качества. Но не всё в характе...Сидор Ковпак: гла...
  • Александр Теплов
    Знаете люди привыкли чтобы придать лоск восхваляемому герою писать только положительные качества. Но не всё в характе...Сидор Ковпак: гла...

«Все... Кончился фриц!»: освобождение Вильнюса глазами военного оператора (архивное видео)

Советский военный кинодокументалист, оператор Семен Семенович Школьников вспоминал:

К городу мы подъехали на рассвете 8 июля. Бои шли на окраине. Разыскали штаб какой-то воинской части и уточнили положение на месте. Двинулись с кинооператором Зиновием Фельдманом в разные подразделения…

По пути к центру города я увидел костел.

Под его куполом строчил пулемет. Сразу трудно было понять: наш он или противника. Но когда пули защелкали рядом со мной по булыжной мостовой, стало ясно — стрелял фашист.  Около меня оказались два солдата. Мы как по команде упали, а потом скатились в кювет. Переждав немного, я выбрался на тропинку, всю заросшую репейником. Петляя между деревьями, она вела к вершине небольшой горки. По этой тропинке я стал ползти вверх. Весь облепленный репейником, добрался до вершины горки. Там, за старым кленом, стоял наш «максим». Время от времени он вел огонь по фашистскому пулеметчику, укрывшемуся под куполом костела.

Я стал снимать пулеметную дуэль, резко панорамируя аппаратом. Но точка съемки оказалась недостаточно интересной. Я понял, что впечатляющего кадра не получится, и попытался сменить позицию.

Я подполз совсем близко к нашему «максиму», обнаружил за ним песчаную выемку. И не то чтобы сполз, а свалился в нее. Точка для съемки была превосходной: через наши «максимы» просматривались вспышки пулемета противника.

Пулеметчик, услышав возню, не оборачиваясь, прокричал: — Васька, патроны принес?

Я оглянулся — никакого Васьки не было. Оглянулся и сержант-пулеметчик.

— А, черт! — выругался он, заметив меня с камерой.

И тут же, забыв обо мне, снова припал к «максиму».

Я включил камеру. Затрещал, вторя пулеметной очереди, аппарат. Вдруг очередь оборвалась.

— Все... Кончился фриц! — бросил сержант. Под куполом костела виднелась поникшая голова убитого вражеского пулеметчика. Как я жалел, что не было у меня длиннофокусного объектива, чтобы снять его покрупнее.

В это время появился долгожданный Васька с патронами. Пока сержант затягивался папироской, а Васька перевязывал ему окровавленное плечо, я снимал их.

— Когда кино-то покажешь? — спросил сержант чуть небрежно, как человек, окончивший свою работу, качеством которой удовлетворены не только окружающие, но и он сам.

— Твоя фамилия, сержант? — спросил я вместо ответа.

 

— Мещеряков...

— Кино увидишь, сержант Мещеряков! Будь только жив! — И я скатился вниз с тропки на булыжную мостовую…

В центре уличные бои были очень ожесточенные. Драться приходилось буквально за каждый дом. Я выскочил из самоходки на мостовую около полуразрушенного многоэтажного дома. Вбежал в подворотню. Отсюда, в относительной безопасности, я мог снимать стреляющие самоходки, наших автоматчиков, которые просачивались в проломы разбитых зданий. Точка съемки была удобная. Использовав все ее возможности, я перебежал улицу, толкнул первую попавшуюся калитку, вошел в маленький дворик. Миновав его, я оказался на небольшой площадке. Здесь мне удалось снять редкий кадр: наших солдат, пробегавших по самому краю крыши.

Три дня мы снимали сражение в Вильнюсе. Наши солдаты отвоевывали дома, чердаки, подвалы. Бились в церквах и костелах, в траншеях, на набережной реки Нерис... А 13 июля, когда завершилось освобождение столицы Литвы, мы тут же отправили отснятую пленку в Москву. Там режиссер Леонид Варламов в короткий срок смонтировал фильм «Освобождение Вильнюса».

* Семен Семенович Школьников — лауреат трех Сталинских премий, единственный военный оператор, который три раза забрасывался к советским партизанам.

Источник: Школьников С. С. В объективе — война. — М.: Воениздат, 1979.

https://www.rubaltic.ru/context/12072019-vse-konchilsya-frit...

наверх