На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 864 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Когда  же  ты сдохнешь, падаль смердящая?Берия: мифы и факты
  • Владимир Жатков
    Доброго времени суток, Анатолий! Пишет Владимир Жатков руководитель экспедиции 1984 (р. Кова 84). Надо переговорить. ...Страшная тайна «Ч...
  • Александр Теплов
    Знаете люди привыкли чтобы придать лоск восхваляемому герою писать только положительные качества. Но не всё в характе...Сидор Ковпак: гла...

История легендарного глиссера «Заря»

«Заря» — линейка скоростных глиссирующих речных судов созданных для дневных пассажирских перевозок по малым рекам. На корабельном кладбище реки Белой нам удалось застать сразу две Зари 83-Р проекта и одну 946-го.
Теплоходы в линейке различались по проектам и сериям…
  Строились глиссера Заря на Московском судостроительном заводе и были широко распространены на всей территории СССР.

 
У 946 проекта было четыре серии, каждая из которой была усовершенствованной версией предыдущей. Ранние версии Зари «83» почти полностью копировали третью и четвертую серию 946, а поздняя версия уже имела ряд существенных отличий.
Не буду останавливаться на описании каждой спецификации лучше приведу общие ТТХ судов серия «Заря»
Полное водоизмещение: 30 тонн
Максимальная скорость: 45 км/ч
Полная вместимость: 86 (66 сидячих мест)
Длина: 22,4 метра Ширина: 4,06 метра Осадка: 0.5 метров (на ходу 0.4)
 
В конструкцию «Зари» были внедрены инновационные по тем временам технические решения:
Комбинированные обводы в носовой части — обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.
Широкое использование стеклопластика — что позволяло существенно облегчить конструкцию.
Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата — вэкспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.
Воздушная смазка днища — хоть технология и была довольно старой, но практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.

 
 
«Заря» легко пришвартовывалась к пологому берегу даже не оборудованному пирсом. Очень удобно для доставки пассажиров в населенные пункты не имеющее собственного порта.
Интересный факт:
Благодаря плоскому днищу Заря на на отлогом берегу могла запросто выйти наполовину на песок, посадить-высадить людей а потом также легко сойти в воду обратно
   
Интересный факт:
Суда этого типа, обычно, не имели собственных имен и обозначались серийным номером, после которого указывалась модификация. Например, мы сейчас «находимся» на борту судна «Заря 284р».
 
Двигатели дизельного типа: на первых теплоходах стоял авиационный двигатель М-50, но большинство судов оснащались судовыми дизелями марки М-400 и м-401 (800 и 1000 л.с. соответственно). Двенадцать цилиндров, 48 клапанов!
Движитель — полупогружной одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата с заслонками, выполняющими функции гидрореверса. В отличие от многих водометных судов, где заслонки выполняют ещё и функции руля, у теплоходов типа «Заря» имеется отдельный двухперьевой руль, установленный в струе водомёта.
Интересный факт:
Водомёты на Заре вызвали бы на сегодняшний день много вопросов к экологии. Основными претензиями к ним было размытие берегов в зоне посадки и высадки и массовая гибель мальков на путях следования теплохода.
 
 
 
 
наверх