Любители истории

75 272 подписчика

Свежие комментарии

  • Леонид
    Кстати... "Георгий Михалев" и "Взгляд с другого ракурса" - одно и тоже мурло. Первое - дрыстунец, сразу блокирует оп...Зачем Сталин пода...
  • Леонид
    Главное у либероты - вякнуть гадость, а разбираются пусть иные.Зачем Сталин пода...
  • Георгий Михалев
    Откуда вы, идиоты, беретесь?Зачем Сталин пода...

«Буран»: почему советский «шаттл» летал в космос только один раз

«Буран»: почему советский «шаттл» летал в космос только один раз

15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени был запущен многоразовый орбитальный корабль «Буран». 205 минут, два витка вокруг Земли, полностью автоматизированные полет и посадка – великое достижение СССР, отмеченное мировым сообществом. Однако это был первый и единственный полет «Бурана». Всего через 5 лет программа была полностью закрыта, несмотря на ее перспективность.

Запуск программы

Работы над проектом были начаты в 1974 году в г. Королёве в Научно-производственном объединении «Энергия», из стен которого вышли корабли семейства «Союз». Планировалось создание энергетической и конструктивной развязки ракетной системы выведения и корабля «Буран», это позволило организовать одновременную разработку ракеты-носителя «Энергия». Создание программы «Энергия»-«Буран» было запущено в 1976 г. Воплощение проекта началось в 1981 году, а к 1984 уже был готов первый экземпляр.

10 ноября 1985 года был совершен первый полет аналога «Бурана», который прошел успешно. Всего было выполнено 24 полета, испытания завершились в 1988 г. Главная задача – возможность посадки «Бурана» в автоматическом режиме – была выполнена. 15 ноября 1988 года «Буран» совершил свой первый полет на орбиту и удачную посадку согласно заданным координатам, чем доказал всему миру, что космос «принадлежит» СССР.

Однако позже, интерес к программе стал затихать, словно миру уже было доказано все, что планировалось.

С.И. Буйло в своих воспоминаниях по «Бурану» упоминает, что предполагалось осуществить еще два беспилотных испытательных запуска, а затем перейти к выполнению программы пилотируемых полетов, но, к сожалению, этого так и не произошло.

Противостояние СССР и США

Как отмечает Д.Р. Муратов в статье «История космической программы «Энергия»-«Буран» и перспективы развития кораблей многоразового использования», главной причиной запуска программы была вовсе не исключительно исследовательская цель. 12 апреля 1981 года в знаменательный день для СССР США запустили в космос Space Shuttle с экипажем на борту. Создание «Бурана» было вызвано необходимостью дать ответ США на их программу.

Не только холодная война и желание превзойти друг друга послужили импульсом для этого. СССР ощущал реальную угрозу от американского проекта и первых успехов в рамках его реализации. 23 марта 1983 года президент США Р. Рейган  подписал программу исследований и разработок «Strategic Defense Initiative» («Стратегическая оборонная инициатива»). Советские военные высказывали опасения относительно появившихся возможностей нанесения ядерного удара из космоса и похищения советских космических аппаратов. Одним из эпизодов, заставивших СССР запустить в космос многоразовую транспортную космическую систему «Энергия-Буран» (МТКС «Энергия-Буран») как можно скорее, послужил «нырок» американского шаттла в 1985 года на 80 км над Москвой.

Таким образом, основными целями создания корабля «Буран» С.К. Петров в статье «Орбитальный корабль "Буран". К 30-летию первого полета» называет военные («комплексное противодействие мероприятиям противника по расширению использования космического пространства в военных целях», «проведение военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем») и мирные («выведение на орбиты, обслуживание на них и возвращение на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов», «решение целевых задач в интересах народного хозяйства и науки»).

Американский Shuttle и советский «Буран»

Поскольку программа МТКС «Энергия-Буран» была запущена позже американской, это дало возможность использовать новые технологии, разработки, научные методы и материалы. Американский корабль приземлялся исключительно при помощи ручного управления, в то время как советский «Буран» успешно делал это в автоматическом режиме.

Space Shuttle садился по достаточно крутой траектории, отчего конструкция подвергалась большому напряжению, и для ее сохранения американским конструкторам пришлось добавить к обшивке челнока сплавы из титана. «Буран» был сделан из алюминиевых сплавов, был более легким и имел возможность заходить на посадку по пологой траектории.

Основным из главных отличий между шаттлами США и СССР были ракеты-носители. Американский шаттл использовал два ускорителя, что вызывало необходимость иметь высокую мощность, усложняло конструкцию, увеличивало размер и вес. Советский корабль имел отдельную самостоятельную ракету «Энергия», это позволило решить ряд сложных технологических проблем.

«Буран» имел преимущество и по количеству членов экипажа: корабль мог вместить до 10 человек, Space Shuttle – до 7; и по продолжительности нахождения на орбите: 30 суток против 17.

Закрытие программы

Создание корабля «Буран» и ракеты «Энергия», наземных средств подготовки, проведение многоразовых испытаний – это крупномасштабная задача. Всего на проект было потрачено 16 млрд руб., было «задействовано 70 министерств и ведомств, 1 286 предприятий и более 1 млн специалистов разных отраслей промышленности» (Д.Р. Муратов «История космической программы «Энергия»-«Буран» и перспективы развития кораблей многоразового использования»). Космическая система «Энергия»-«Буран», как говорят современники программы, опередила свое время, промышленность была просто не готова к ее использованию.

В 1990 году все работы по космической программе были приостановлены, а в 1993 году по причине нехватки средств она была закрыта. Всего было построено 3 летных корабля. Один из кораблей, именно тот, который был в космосе, погиб под обвалившейся крышей ангара вместе с ракетой-носителем «Энергия». Другой  находится на Байконуре в качестве музейного экспоната, а третий находится на аэродроме Жуковский, где с 2011 года над ним ведутся реставрационные работы, чтобы показывать его на выставках.

Тем не менее несмотря на печальное окончание истории «Бурана», системы и технологии, которые были использованы при его создании, представляют большой интерес для будущего и могут пригодиться в космических и авиационных проектах, аппаратах большой дальности и других современных разработках.

Картина дня

наверх