На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 859 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Когда  же  ты сдохнешь, падаль смердящая?Берия: мифы и факты
  • Владимир Жатков
    Доброго времени суток, Анатолий! Пишет Владимир Жатков руководитель экспедиции 1984 (р. Кова 84). Надо переговорить. ...Страшная тайна «Ч...
  • Александр Теплов
    Знаете люди привыкли чтобы придать лоск восхваляемому герою писать только положительные качества. Но не всё в характе...Сидор Ковпак: гла...

Геноцид русских в Австро-Венгрии в 1914 году.

С началом в 1914 году Первой Мировой войны нетерпимость властей Австро-Венгрии к считавшим себя русскими или православными жителям Галицкой и Подкарпатской Руси превзошла все разумные пределы, отличаясь от известного геноцида армян, происходившего примерно в то же время, только мелкими деталями. По последующим оценкам всего порядка 120 тыс.
человек пострадали от репрессий, при этом многие тысячи, возможно десятки тысяч, были убиты без суда и следствия, в том числе 300 униатских священников, заподозренных в симпатии к Православию. При этом, вследствие революции в России, всеобъемлющего следствия по большинству эпизодов впоследствии произведено не было.
Русины и москвофилы .
Ко второй половине XIX века русины населяли главным образом Восточную Галичину, Буковину (принадлежали Австрии) и Угорскую Русь (входила в состав Венгерского королевства). Тогда же в этих областях начинается русинское (или «москвофильское») возрождение, когда главными целями назывались возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому народу «от Карпат до Камчатки»: в крупных городах создавались общества, ориентированные на изучение русской культуры, стали выпускаться российские газеты и т.д. «Материковая» Россия ответила на это повышением внимания к проблеме «российского анклава» в Австрийской империи, а в 1902 году в Санкт-Петербурге было создано Галицко-русское благотворительное общество. В последние мирные годы в России выходят сразу несколько работ, посвященных русинам и «российской Галиции в целом» («Галиция и Россия» - в 1914 году, «Что такое Галиция?
» - в 1915 году), в которых подчеркивается близость коренного русского народа и русин, населяющих западные области современной Украины: «Кто же они, эти галичане, за которых льется кровь наших сынов и братьев, те-ли самые русские, что и мы, или другой славянский народ? На этот вопрос один только может быть ответ: да, это Русь, зарубежная Русь…» (Беликовский К., «Галиция, ее прошлое и настоящее», 1915 г.).
Возрождение русинов проходило не только на культурном уровне, но и в общественно-политической жизни Галиции. По свидетельству украинского (!)" историка" М.Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами» (Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк, 2002 г.).
Разогрев антирусских настроений .
Кстати, Грушевский, помимо написания исторических трудов, был активным политическим деятелем. При поддержке австрийских властей он еще в 1899 г. организовал «Украинскую народно-демократическую партию», основу которой составило «украинофильское» униатское духовенство. Духовным наставником партии был митрополит Львовский Шептицкий, пламенный защитник именно украинского населения Галиции, который являлся тайным советником по «украинским делам» императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Примечательна дальнейшая судьба митрополита: в 1939 году он неудачно попытался провозгласить независимость Карпатской Украины, а в 1941 году приветствовал вступление войск Германии на Украину и поддержал ОУН Бандеры. После взятия Киева немцами митрополит направил поздравительное письмо Гитлеру: «Я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!» Вот такие люди занимались «украинизацией» Галиции на рубеже XIX-XX веков. Украинская партия Галиции всячески стремилась оправдать высокое доверие австрийцев. Еще до начала мировой войны в националистической газете «Дiло» часто можно было встретить следующие пассажи: «Москвофилы ведут изменническую работу, подстрекая темное население к измене Австрии в решительный момент и к принятию русского врага с хлебом и солью в руках» («Дiло», 19.11.1912). Непосредственно перед войной австро-венгерские власти начали кампанию, направленную против русин. Чаще всего их обвиняли в шпионаже в пользу России. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в крае, а в 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 человека приговорили к тюремным срокам за переход в православие. В 1911 году намеcтник Галичины М.Бобжинский заявил в галицком сейме, что он «борется против «русофильства» потому, что оно является опасным для государства». Стали создаваться списки политически неблагонадежных граждан, куда с австрийской педантичностью заносились все русины, которые «скомпрометировали» себя: говорили по-русски, поддерживали своих представителей в сейме или просто идентифицировали себя русскими. Основу таких списков составляли «ревностные русофилы», за которыми следовало «зорко следить, в случае чего - арестовать».
Всё это было подготовкой к полномасштабной трагедии для русин, которая пришлась на время войны. Австрийские власти, играя на противоречиях между украинским и русским населением, всячески поощряли «информирование» о неблагонадежных, зачастую материальным вознаграждением. Так, судя по официальному австрийскому «Воззванию к полякам, украинцам и евреям» от 1915 года, «доставление лица, которое будет уличено в шпионстве или пропаганде москвофильства», вознаграждалось суммой «50-500 крон». В результате довольно быстро удалось наладить контакт с местным населением и зачастую его руками решать «русинский вопрос».
Похищения и убийства без суда и следствия .
 
 
Мария Мохнацкая без суда и следствия убита в возрасте 17 лет по подозрению в русофильстве
Священномученик Максим Горлицкий, расстрелян без суда и следствия на глазах его беременной жены, отца и односельчан 6 сентября 1914 года за стойкость в Православии

Преступления против Человечества такого рода в тот момент стали обыденностью — в Австро-Венгрии поощрялось доносительство на подозреваемых в русофильстве, которых могли тут же убить. Множество таких эпизодов известны из различных источников, от Австро-Венгерской прессы тех лет до составленного выжившими жертвами репрессий Талергофского альманаха, где можно найти не только свидетельства очевидцев, но и десятки фотографий массовых казней, печатавшихся в австро-венгерских газетах и журналах. Ниже приводится малая часть из многих десятков известных случаев:

  • 15 сентября 1914 года в город-крепость Перемышль были доставлены 46 жителей окрестных сёл, включая женщин и детей, подозреваемых в русофильстве. Арестованных погнали по городу к полицейскому управлению, однако на улице Семирадского на них напали венгерские кавалеристы и часть местных жителей. Венгры стали рубить беззащитных людей шашками с криками «Смерть московским шпионам!». Известно, что 17-летняя дочь священника Мария Мохнацкая, находившаяся среди арестованных, встала на колени перед находившимся на углу улицы крестом и молилась со словами «Матерь Божия, спаси нас!», однако венгерский солдат убил ее выстрелом в голову. Позднее, после взятия крепости Российской армией, тела жертв резни, многие из которых были порублены буквально на куски, были похоронены с почестями в братской могиле.
  • Около 60 крестьян — жителей сел Цунев, Оттенгаузен и Подзамча, были казнены по подозрению в русофильстве вблизи города Городок на глазах жен и детей без суда и следствия путём последовательного повешения в одной петле на дереве, после чего жертв по указанию присутствовавшего врача докалывали штыком. Вместе с ними были казнены также несколько русских военнопленных. Могила убитых была сравнена с землёй.
  • В селе Веречка Берегского комитата, что ныне в Закарпатье, арестованы и повешены по доносу 73 крестьянина, подозревавшихся в русофильстве.
  • В г. Каменоброд австрийцы частью повесили, частью расстреляли в общей сложности 55 мирных жителей.
  • В селе Бортники Бобрецкого уезда австрийскими жандармами были арестованы за то, что смотрели на проезжавший поезд и увезены в неизвестном направлении 4 десятилетних мальчика. В селе Волощино того же уезда венгры привязали двоих крестьян, в том числе 80-летнего старика, к пушке и поволокли таким образом с собой. Судьба их неизвестна.
  • Когда некая Площанская, жена находившегося на фронте австрийского офицера, увидев как издеваются над арестованными по подозрению в русофильстве узниками прямо на улице, сказала «Как можно так издеваться над беззащитными людьми, которые ещё не судились; это же не преступники, а люди, вина которых ещё не доказана», то её арестовали, посадив в тюрьму вместе с двумя маленькими детьми. Позднее её куда-то вывезли, отдав детей на попечение чужой женщины, при этом её муж оставался на фронте.

Первые концлагеря в Европе .

Уже в первые недели войны, в августе 1914 года, все тюрьмы Львова были заполнены русинами (более 2000 человек), которых обвиняли в шпионаже в пользу Москвы. Встал резонный вопрос, что делать дальше с пораженным в правах населением (никто австрийского подданства русинов не лишал!). В результате австрийцы нашли невиданное для истории Европы решение – был создан первый на континенте концентрационный лагерь Талергоф, который заполняли по этническому принципу. Лагерь находился рядом с железнодорожной станцией Абтиссендорф, а сейчас на этом месте … военный и гражданский аэропорт Граца (Австрия). Именно Талергоф стал прототипом для нацистских концлагерей типа Дахау, Освенцима, Бухенвальда и других. Кроме Талергофа, были созданы и другие лагеря, наиболее известным из которых является Терезин – в Северной Чехии, недалеко от Праги.

Арестованных по подозрению в русофильстве, если последних не убивали на месте, что означало практически полную беспочвенность подозрений, австро-венгерские власти свозили в первые в Европе концлагеря — Талергоф и Терезин.

Люди под открытым небом в Талергофе 4 сентября 1914 года — так они проживут до самой зимы

Концлагерь Талергоф после строительства бараков, 1917

Талергоф .

Находившийся на месте нынешнего аэропорта города Граца в Австрии концлагерь по фактическим условиям содержания заключенных, по позднейшему признанию австро-венгерских властей не имевших никакой вины, может считаться первым лагерем смерти в Европе. С 4 сентября 1914 года, когда в лагерь, расположенный в неплодородной песчаной долине, пригнали первых арестованных до зимы 1915 года его узники — в том числе беременные женщины и дети — были вынуждены жить под открытым небом. При этом им не выдавали даже посуды и кормили едва пригодными в пищу подгнившими продуктами. По сохранившемуся свидетельству тех времён конгрессмена США Д. М. Маккормика в лагере процветали жестокие избиения, издевательства, пытки и антисанитария. В результате в первую зиму от тифа, голода и других заболеваний погибло более 1100 человек. Эти цифры озвучил депутат австрийского парламента Сигизмунд Лясоцкий.

За малейшую провинность, часто невольную, заключённых пытали и убивали. Всего через лагерь прошло не менее 20 тыс. человек, арестованных по подозрению в русофильстве, что не удивительно, поскольку, по свидетельству выживших узников, даже врачи были крайне враждебно к ним настроены.

По словам прошедших лагерь, имелась возможность досрочно выйти из заключения. Сделка заключалась в следующем – надо было всего лишь подписать справку о превращении из русина в украинца: «Когда находился я уже в IV бараке, какой-то «украинец» нам кликнул: «Кто из панив хоче выйти из Талергофа, хай впишется сейчас у мене на укр. листу, то выйде» («Талергофский альманах», 1932 год, С.109). В брошюре В.Шульгина «Украинствующие и мы» (1939 г.) приводятся слова из выступления отца Иосифа Яворского из села Ляшкова, депутата на Сейме в Варшаве, который также коснулся роли украинцев в преследовании русин: «Еще в 1911–1912 г.г. многие представители Украинского Клуба в Австрийском парламенте, паче всех Василько и Кость Левицкий, старались всеми силами доказать австро-немецкому правительству, что они являются верноподаннейшими сынами и защитниками Австрии, а все русские организации и общества, то наибольшие враги австрийского государства. Эта лояльность украинцев ввиду Австрии породила кровь, муки, терпение русского народа и Талергоф».

Преследование русин закончилось только 10 мая 1917 года, когда новый император Австро-Венгрии Карл I принял решение отказаться от практики этнического геноцида, и лагерь был закрыт. В своем рескрипте император написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними».

И на долгие десятилетия память о трагедии Талергофа была вычеркнута из исторической памяти Европы. Только в 2003 году на месте лагеря и братского захоронения русин была установлена мемориальная доска в память о жертвах Талергофа. Что характерно, написана она на 3 языках: немецком, английском и … украинском.

Терезинская крепость-концлагерь

Терезин .

Расположенный в нынешней Чехии концлагерь, созданный на базе старой крепости, также был заполнен большей частью подозреваемыми в русофильстве. Однако благодаря более дружественному отношению местного населения, помогавшего заключённым по мере возможности, смертность здесь была заметно ниже, чем в Талергофе, но множество людей, в результате, погибли и здесь. Во время Великой Отечественной войны Терезин снова был использован нацистами по тому же назначению, в связи с чем в данный момент упоминается прежде всего в связи со зверствами нацистов.

Трагедию в Галиции и Закарпатье в 1914-1917 годах нельзя назвать ничем иным, кроме как геноцидом и этнической чисткой. В те годы такие термины еще не были в ходу, да и сама тема была неудобной для многих участников войны. Она стала постепенно забываться. И то, что было сделано с русскими, находящимися вдали от своей исторической Родины, в 1914-1917 годы стало предвестником событий 40-х. Современный неонацизм начинался в концлагерях Талергофа, Терезина , и во многом потому, что его решили «не замечать», спустя 20 лет произошла трагедия - еще более масштабная и бесчеловечная.

Ссылка на первоисточник
наверх