После распада СССР многие улицы, площади и даже учебные заведения сменили свои названия на менее социалистические. Московский государственный технический университет, однако, решили не трогать. Кем же был Николай Бауман и за что удостоился такой чести?
Николай Бауман (1873-1905)
Псевдоним Грач
Николай Эрнестович Бауман, как нетрудно догадаться, не был русым, голубоглазым славянином.
Однако и евреем он тоже не был, нарушив своим существованием глупую легенду о принадлежности всех революционеров к коленам израилевым. Его отец Эрнест Бауман был поволжским немцем. Мальчик Коля родился в Казани, там же учился в гимназии, там же получил высшее образование.
Логично предположить, что он стал инженером или получил какую-то другую профессию, непосредственно связанную с нынешним МГТУ, однако реальность насмешливо опровергает эту версию. Бауман был дипломированным… ветеринаром. Он увлекался идеями народников и понимал, что для успешного ведения агитации нужно было стать для народа своим в доску. Работа ветеринара вполне подходила для этой цели.
Уже во время учёбы в институте Коля познакомился с марксистской литературой и понял, что движущей силой революции являются не крестьяне, а пролетариат. Увы, представителей этого класса в селе Новые Бурасы, куда он отправился работать по окончании учёбы, не было совсем. Помучившись годик, Бауман собрал пожитки и направился прямиком в столицу. Лечить ему там было особо некого, зато для агитации открывалось просто море возможностей.
Почти сразу молодой ветеринар вступил в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и уже через год познакомился с аскетичным интерьером одиночной камеры Петропавловской крепости. Здесь он провёл 22 месяца – личный рекорд! Из остальных мест заключения или ссылки Николай Эрнестович быстро сбегал, за что и получил партийный псевдоним Грач (по другим источникам, прозвище дали за то, с какой лёгкостью он по поддельным документам пересекал границы разных стран).
Последней тюрьмой, где содержался большевистский агитатор, была легендарная Таганка. Его посадили ещё в июне 1904 года, и Бауман, мечтавший о «больших делах», сидел за решёткой, пока в стране набирала ход первая российская революция.
Во дворе Таганской тюрьмы, Москва, 1918-1919 годы.
На свободу он вышел только в октябре 1905-го. Вскоре царь издал знаменитый Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который, как ожидалось, должен был положить конец волнениям. Допустить такого Николай Эрнестович просто не мог!
Против лома нет приёма
В здании нынешнего МГТУ во время октябрьской политической стачки располагался штаб московского комитета РСДРП(б). Утром 18 октября решено было организовать шествие к Таганской тюрьме для освобождения политических заключённых. Для Баумана, покинувшего её стены буквально несколько дней назад, это было делом чести.
Когда толпа демонстрантов уже начала шествие, зоркий глаз Грача заметил у находившейся неподалёку ткацкопрядильной фабрики группу рабочих. «Чем больше митингующих, тем лучше», — решил революционер, схватил красное знамя и бросился в проезжавшую мимо пролётку, чтобы поскорее добраться до классовых друзей.
Однако совсем иные планы оказались у молодого тамбовского крестьянина, бывшего конногвардейца, а на тот момент рабочего на фабрике Щапова Николая Михалина (по другой версии Михальчука). Он случайно шёл по той же улице, а в руках нёс лом (некоторые свидетели говорили о куске металлической трубы).
Призывы «Долой самодержавие!» Михалину очень не понравились, и он вскочил в ту же пролётку, попробовав сбросить агитатора или хотя бы отобрать знамя. Грач схватился за браунинг, но народ недаром придумал поговорку «против лома нет приёма». Выстрел пришёлся мимо, а ещё несколько нанесённых Михалиным ударов «тяжёлым металлическим предметом» навсегда завершили революционный путь Баумана.
Впрочем, можно сказать, что своей цели большевик всё же достиг. На похороны собралась трёхсоттысячная демонстрация, сыгравшая важную роль в подготовке декабрьского вооружённого восстания в Москве, а некролог Грачу написал лично Ленин.
Похороны Баумана
После октябрьской революции большевики постарались увековечить память как можно большего количества своих героев. В результате в честь Баумана в районе, где он погиб, оказалось названо буквально всё, и в том числе здание училища, возле которого Николай Эрнестович встретил смерть с трубой. Так что название вуза, получившего в советское время мировую известность, появилось просто из-за трагической случайности.
https://back-in-ussr.com/2020/09/pochemu-mgtu-imeni-baumana....
Свежие комментарии