На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 976 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Что стало с онемеченными в Третьем Рейхе русскими детьми

Жертвами нацистского произвола на оккупированных территориях СССР стали не только взрослые, но и дети. Но если «расово непригодных» детей ждали газовые камеры концлагерей, то с юными представителями «нордической расы» оккупанты поступали иначе. По сей день в Германии живут этнические украинцы, русские и белорусы, которых ещё детьми вывезли в Третий Рейх и онемечили.

Русские мальчики для Гиммлера

Германизацией славянских детей немцы занимались ещё до Второй мировой войны. Но если в Протекторате Богемии и Моравии чешских учеников просто заставляли посещать немецкие школы, то на восточных территориях нацисты стремились полностью изменить идентичность детей.

В августе 1941 года в оккупированном Минске в руки эсэсовцев попали два мальчика – Костя и Паша Гарелек (немцы, изменив пару букв, дали им фамилию Герелик). Одни источники называют их белорусами, другие – русскими. Между тем, фамилия Горелик, по данным сайта JewAge, является типично еврейской – она давалась производителям спиртного напитка «горилка». Однако рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, заинтересовавшийся этими детьми, не был силён в ономастической этимологии. Он больше уделял внимание антропологическим признакам «нордической расы». Гиммлер верил, что многие жители Восточной Европы сохранили черты «германских предков».

Свидетелем первой встречи Константина Гарелека и Гиммлера стал личный фотограф Гитлера Вальтер Френц. На сделанном им снимке запечатлён светловолосый мальчик примерно 13-летнего возраста, в оборванной одежде с чужого плеча. Он недоверчиво смотрит из-под кепки на улыбающегося Гиммлера.

Шеф эсэсовцев забрал Костю и его брата Пашу в Берлин. Ответственным за их дальнейшую судьбу Гиммлер назначил гауптштурмфюрера СС Бернда Шиндльмайра. Мальчиков поместили в один из интернатов национал-социалистической организации Deutsche Heimschule в Эльзасе. Каждые три месяца Гиммлер получал информацию о том, как продвигается процесс превращения детей в «истинных арийцев».

В декабре 1944 года Гиммлер отчитался перед руководством об итогах «перевоспитания» мальчиков. Пауль Герелик к этому времени уже устроился на работу в Земельную службу в Баварии. Однако глава СС пришёл к выводу, что его немецкий язык ещё недостаточно хорош и назначил ему дополнительные уроки. Что касается Константина, то Гиммлер распорядился дать ему техническое образование. Дальнейшая судьба братьев Гереликов неизвестна.

Похищенные и забытые

Массовый вывоз детей с оккупированных территорий начался в 1943 году. Этим занималась возникшая в недрах СС организация Lebensborn («Источник жизни). Нацисты отбирали малышей в советских детских домах, а иногда даже обманом забирали их у родственников. Попадали в программу и дети погибших партизан, и осиротевшие дети немецких колонистов. Учитывая ошибку, допущенную при германизации Гереликов, теперь немцы брали детей младшего возраста.

Сначала их размещали в детских домах, где под угрозой насилия приучали говорить только по-немецки. А затем детей передавали немецким парам, не способным самостоятельно обзавестись потомством. С точки зрения нацистов, это обеспечивало прирост «расово полноценного» населения. Сколько детей было вывезено в Третий Рейх по программе Lebensborn, точно неизвестно. Называются цифры от 50 тысяч до 300 тысяч человек. При этом следует учитывать, что детей изымали не только в Советском Союзе, но и на других захваченных территориях – главным образом в Польше, но также в Словении и Норвегии. Нацистские власти позаботились о том, чтобы дети получили новые имена и фальшивые свидетельства о рождении. Например, маленький Александр Литау из Крыма стал Фолькером Хайнеке.

Из-за подделки документов вычислить всех жертв насильственного онемечивания оказалось затруднительно. Кроме того, после войны данная тема широко не афишировалась. В отличие от других преступлений нацистов, воспитание детей-сирот в немецких семьях, отличавшихся высоким уровнем жизни, могло породить «неудобные» для социалистических режимов моральные дискуссии. Выяснилась судьба лишь 30 тысяч вывезенных детей. Часть из них в 1940-х годах покинула Германию. Другие же остались с приёмными родителями. Многие только на склоне лет задумались о своих истинных славянских корнях.

Первая научная работа о похищенных детях вышла в Польше в 2010 году. На сегодняшний день в Германии действует общественная организация «Украденные дети – забытые жертвы», основанная в 2013 году учителем из Фрайбурга Кристофом Шварцем. Организация требует признать «лишённых идентичности» детей жертвами войны и выплатить им компенсации от немецкого государства.

Картина дня

наверх