На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 900 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Леонтьев
    первый самолёт сбитый Покрышкиным был Су-2. Он сбил его на МиГ-3. после него уже в 42 был Р-39«Кубанская этажер...
  • Руслан Эминов
    Никогда 152-й охранный батальон. не находился в Симферополе, а был создан в Джанкое для охраны станции и ж/д путей. О...«Красный»: как со...
  • Владимир Алтайцев
    Сдохни, падаль гитлеровская, ингершлюха поганая.Тайна смертельной...

«Коммунарка»: главные тайны самого кровавого расстрельного полигона

Спецобъект «Коммунарка» наряду с Бутовским полигоном относится к самым страшным и самым святым местам на карте России. Здесь в годы «большого террора» проходили массовые расстрелы. Разница между этими объектами в том, что Бутовский полигон находился в ведении Московского управления НКВД, а «Коммунарка» — Центрального аппарата госбезопасности.

В Бутове расстреливали рядовых граждан, а в «Коммунарке» — представителей партийной и государственной элиты, видных военачальников, а также иностранных граждан. Большинство из тех, кто был убит в «Коммунарке», значились в «расстрельных списках», которые просматривал и заверял лично Сталин.

Предыстория

До 1917 года на этом месте находилась старинная усадьба «Хорошавка». Здесь был барский дом, хозяйственные постройки, красивый пруд в глубине леса. После революции усадьба пустовала десять лет. А в 1927 году здесь построил для себя дачу нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Дом предназначался не для семейного отдыха, а для тайных совещаний и встреч с видными функционерами НКВД. Эта территория значилась в документах, как спецобъект ОГПУ «Коммунарка» — по названию подсобного хозяйства ОГПУ, которое находилось совсем недалеко.

В 1937 году Ягода был смещен с занимаемых постов и расстрелян. На его место пришел Николай Ежов. Сохранилась запись, сделанная им собственноручно, видимо, как пометка во время разговора со Сталиным: «Дачу Ягоды – чекистам».

По всей видимости, идея превратить уединенную лесную усадьбу в место казней возникла потому, что Бутовского полигона к тому времени уже было недостаточно.

История

С 1937 по 1941 год спецобъект «Коммунарка» служил местом казней и захоронений лиц, осужденных Военной коллегией Верховного суда СССР. Первые расстрелы состоялись здесь в октябре 1937 года. Первыми жертвами стали осужденные сотрудники НКВД. Судя по всему, «Коммунарку» первоначально и предназначали именно для казней чекистов. Однако, очень скоро сюда для расправ стали привозить и представителей других структур. Особенно много осужденных было в 1938 году. Два года, предшествовавших началу войны, были относительно спокойными. В начале 1941 года кровавая машина вновь заработала в полную силу.

Однако, скоро стало не до массовых казней. «Коммунарка» оказалась заброшенной. Дом сгорел, другие строения обветшали. Но до самого конца 80-х годов территория «Коммунарки» тщательно охранялась.

Процедура расстрела на «Коммунарке»

Как правило, приговор приводился в исполнение немедленно, дожидались лишь ночи. Правда, иногда, когда приговоренных было очень уж много, осужденным приходилось ждать от нескольких дней до недели.

Людей доставляли на «спецобъект» из тюрьмы в специальных автомобилях. Приговоренные к казни выпрыгивали из них, громко называли фамилию, статью по которой были осуждены и другие «установочные данные», после чего их препровождали в специальный барак. Там происходила сверка: исполнители приговора должны были убедиться, что перед ними именно то лицо, фамилия которого значится в «расстрельном списке». После этого осужденных по одному отводили к траншее, выкопанной накануне (копать приходилось вручную, поскольку экскаватор в лес загнать было трудно), и пускали ему пулю в затылок. Иногда в одну ночь палачи отправляли в иной мир сотни людей. После казни расстрельная команда удалялась в специальное помещение, где была приготовлена выпивка и закуска, а врач и его помощники фиксировали смерть казненных и пересчитывали их.

Количество жертв

В 1993 году Министерство безопасности России опубликовало экспертную оценку количества людей, расстрелянных на спецобъекте «Коммунарка» — от 10 до 11,4 тысяч человек. Из них поименно известны менее 5 тысяч человек (данные общества «Мемориал»*). Больше всего жертв было с 27 по 29 июля 1941 года – более 500 человек за три дня. 16 октября 1941 года, когда немцы рвались к столице, а в Москве царила паника, в «Коммунарке» расстреляли более 200 человек.

Кто был здесь расстрелян

«Коммунарка» была местом ухода из жизни для «избранных», представителей элиты, поэтому имена многих казненных здесь знает вся страна. Это члены политбюро ВКП (б) Н. Бухарин, А. Рыков, начальник охраны Ленина, А. Беленький, заместитель Дзержинского, Я. Петерс, писатель Б. Пильняк, муж Марины Цветаевой, С. Эфрон, генерал-майор С. Мищенко, генерал-майор А. Верховский, множество видных военных, а также ученых, врачей, священников.

Здесь же окончили свои дни граждане 11-ти государств, видные коммунисты Германии, Латвии, Румынии, Франции, Турции, Финляндии, Великобритании и т.п. В июле 1941 года на «Коммунарке» расстреляли почти в полном составе правительство Монголии.

Современное состояние

В 1999 году «Коммунарка», доселе принадлежавшая ФСБ, была передана в ведение Русской православной церкви. В настоящее время здесь расположен мемориальный комплекс «Спецобъект «Коммунарка»» и храм Святых Новомучеников и исповедников Российских.

* - организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента

Картина дня

наверх